Работа за кадром: Что делали депутаты Рады в течении месячного перерыва

Перегляди: 221

Верховная Рада собралась вновь после длительного перерыва – и понеслась...

67eadd083306c6dd96c04124cd488906

Как выяснилось, во время весенних «каникул» (около месяца) парламент отнюдь не бездействовал, как это кажется на первый взгляд. По словам экспертов, БПП и «Народный фронт» вместе с Кабмином готовили почву для принятия законопроектов первоочередной важности.

«КАНИКУЛЫ» ИЛИ РАБОТА?

Работу украинского парламента сейчас не ругает только ленивый. Депутаты, мол, прогуливают заседания Рады, отказываются отменить предобеденный перерыв. А теперь еще и внеплановые «каникулы» себе организовали: в апреле-мае 2017 г. им удалось неплохо отдохнуть, перерыв в заседаниях был почти месячным: закрывшись 18 апреля, Рада снова заработала с 16 мая, так что нужны «оргвыводы».

«Этот состав парламента что работает, что не работает – результата практически не видно, – отмечает народный депутат Сергей ТАРУТА. — Самое плохое, что избиратели никак не могут повлиять на сложившуюся ситуацию. Я думаю, народные депутаты обязаны понимать свою политическую ответственность, а избиратели должны принять во внимание дисциплину народного депутата: был ли он во время такого периода на работе в своем округе или в очередной раз летал на отдых за границу».

Однако с майскими каникулами Рады не все так просто: ведь мажоритарщики все же трудились в округах, а «десант» из 24 народных депутатов лоббировал интересы Украины на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге.

«В парламенте перерыва нет. Есть работа в комитетах и округах. А кто планирует делать себе каникулы, пусть отчитывается перед избирателями за такую свою позицию», — заявил 12 апреля спикер Андрей Парубий.

В то же время, по словам политолога Владимира ФЕСЕНКО, говорить о парламентском «отпуске» не совсем корректно, так как в марте-апреле пленарные недели были двойными. Кроме того, перерыв в деятельности Рады помог не только отсрочить отчет правительства за год работы, но и предотвратить интриги, связанные с его возможной отставкой.

«А основная причина парламентской паузы – это сбор голосов депутатов за важные для правительства законы, — рассказал политолог. — Кабмину нужно было время для проведения консультаций с влиятельными парламентскими группами для того, чтобы заручиться их поддержкой. Удалось ли это – вопрос отдельный».

Однако многие политики и эксперты полагают: столь ​​длинная пауза в работе парламенту была категорически противопоказана. Ведь перед этим Рада так и не приняла закон об неподконтрольных территориях и изменения в так называемый «закон Савченко». А с точки зрения «Реанимационного пакета реформ» одним из ключевых и неотложных вопросов для Рады является принятие «зависшего» закона об антикоррупционных судах.

«Эта инициатива должна обеспечить полный цикл рассмотрения антикоррупционных дел — от НАБУ в суд. Тем более, что антикоррупционный суд входит в список требований МВФ, которые Украина обязалась выполнять», — напоминает Тарас ШЕВЧЕНКО, сопредседатель совета РПР.

НАЧАЛИ С КОНЦА

Депутаты, как студенты, решили сперва сдать мелкие «хвосты». Так, в ходе Согласительного совета 15 мая спикер А. Парубий анонсировал рассмотрение вопроса о лишении депутатского мандата нардепа Андрея Артеменко, так как указ Президента Петра Порошенко о лишении его гражданства — уже в Раде. А 16 мая 244 голосами «за» Артеменко лишился своего депутатства.

Следующим же голосованием 16 мая Рада приняла закон об использовании в Украине так называемой «георгиевской ленты», предложенный «Народным фронтом». Отныне ее ношение запрещено.

Далее на повестке дня вопросы ЖКХ, информатизации, культуры и духовности, защиты прав ребенка и законопроекты, касающиеся аграрной политики.

В то же время, пока и речи нет о рассмотрении законопроектов, обещанных МВФ: «зависли» пенсионная и земельная реформы. При этом, Регламентный комитет просит снять с рассмотрения и законопроект №6011 об Антикоррупционном суде.

«Субъект представления не соответствует Конституции (инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Е. Соболев, М. Найем и другие — Ред.). Профильный комитет считает, что законопроекты, которые касаются судебной реформы, могут иметь только одного субъекта представления — президента Украины», — подчеркивает А. Парубий.

Тем временем, Рада обязана принять закон об Антикоррупционом суде в июне, а заработать такие суды должны до конца марта 2018 г. — согласно Меморандуму с МВФ.

МВФ ЕДЕТ НА СМОТРИНЫ

Однако процесс рассмотрения пенсионной и земельной реформы, а также принятие закона об антикоррупционных судах могут быть ускорены: ведь с 16 мая в Украине начала работать миссия МВФ. От этого, видимо, будет зависеть и получение очередного транша кредита. Что, по некоторым данным, ожидается к концу года, если Кабмин и МВФ договорятся (подробнее о новых возможных требованиях МВФ – на с.2).

Но для полноценного продолжения сотрудничества с Фондом необходим новый глава Нацбанка, который сменит ушедшую в отставку Валерию Гонтареву. Ее временного преемника и бывшего заместителя Якова Смолия, сменившего В. Гонтареву в кресле председателя НБУ 11 мая, следует как можно скорее заменить полноправным главой центробанка.

Для этого, по словам политолога Александры РЕШМЕДИЛОВОЙ, в Верховной Раде пока не набирается нужного количества голосов. Ведь, как выяснилось, с помощью кресла главы НБУ у президента никто с коалицией торговаться не собирается.

«Думали, что нового главу НБУ объявят, как часть «большого кадрового пасьянса», при смене глав министерств и ведомств. Но пока явно видно, что это откладывается. В. Гройсман во время парламентских «каникул» говорил, что никем не пожертвует. Соответственно, большой кадровый размен, который мог бы стабилизировать коалицию и заставить ее лучше голосовать, пока не намечается. Были слухи, что таким образом попытаются задобрить «Народный фронт». Но этого не будет», — говорит А. Решмедилова.

При этом, по словам политолога, на пост главы НБУ придет либо человек из финансового, банковского сектора, либо простой исполнитель, «темная лошадка» из ближнего окружения президента.

Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра,тоже считает: у Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» нет голосов для утверждения кандидатуры нового главы НБУ.

«По этой причине П. Порошенко взял паузу, убрал В. Гонтареву, поставил более-менее нейтральную фигуру — Смолия. А дальше, летом будут торговаться. И, скорее всего, в начале осени проголосуют за новый состав Кабмина и нового главу НБУ — возможно, в пакете. Тут чисто политический момент, не экономический», — отмечает А. Охрименко.

По его словам, на должность главы Нацбанка сейчас имеется несколько кандидатур – это и сам Я. Смолий, и Владимир Лавренчук, председатель правления Райффайзен Банка Аваль, и другие.

«Но нет голосов, да и такого кандидата, который бы устроил всех, сейчас нет. Иначе уже было бы голосование», — утверждает А. Охрименко.

Поэтому, по словам А. Решмедиловой, миссия МВФ прибыла в Украину не для определения конкретных сроков выделения нам транша, а, скорее, для «сверки часов» — чтобы еще раз акцентировать внимание на выполнении прежних договоренностей или даже заставить украинскую сторону выполнять непопулярные в Украине требования Фонда. Еще одной целью визита экспертов МВФ вполне может быть обсуждение кандидатуры главы НБУ, а также личные «смотрины».

Однако сам Петр Порошенко хранит интригу, называя совсем другие сроки назначения нового главы НБУ. Во время пресс-конференции 14 мая президент признался, что у него есть несколько кандидатов на роль председателя Нацбанка, но отказался называть фамилии. В то же время, по словам П. Порошенко, новый глава ведомства может появиться уже очень скоро.

«Я не исключаю, что это может произойти и до летних парламентских каникул, чтобы мы не ждали осени. Думаю, что этой новости может быть достаточно», — говорит П. Порошенко.

Ирина ВАНДА

КСТАТИ

По результатам исследования Комитета избирателей Украины (КИУ), за минувший год эффективность работы Рады упала практически вдвое. В частности, 51 из 423 нардепов не принимали участие в 90% голосований, а ведь впереди – непочатый край работы.

«Если мы на сайте парламента посмотрим количество зарегистрированных законопроектов, проектов постановлений, увидим около 8 тыс. Если даже парламент будет работать круглосуточно 365 дней в году, не сможет физически рассмотреть подобное количество», — отмечает глава КИУ Алексей Кошель.

Однако, по его словам, потенциальные возможности нынешнего парламента все же не исчерпаны. Ведь даже после выхода из коалиции «Самопомощи», «Батькивщины» и «Радикальной партии», большинство де-факто работает.

Источник Аргументы и Факты

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code