Работы над ошибками: Задачи, которые власть должна решить в ближайшее время

Перегляди: 281

Долгие весенние праздники подошли к концу, и перед летним отпускным периодом политикам просто необходимо напряженно поработать

 

Как минимум пять жизненно важных вопросов требуют своего ответа. Это если не считать глобальных, системных проблем – коррупции, низкого уровня жизни, отраслевых реформ – с которыми у нас борются годами. Временные рамки не случайны – у парламента, через который проходят все знаковые решения, после майских и до конца очередной сессии осталось всего лишь 11 полных пленарных дней и 13 дней, где заседаниям в сессионном зале посвящается половина рабочего дня.

Генпрокурор

Суть проблемы. Виктор Шокин подал в отставку с поста генпрокурора еще 16 февраля, но назначение нового руководителя затянулось. Сначала было не до него – на Банковой решалась судьба Кабмина. Потом политики включились в долгоиграющую дискуссию о том, каким должен быть глава ГПУ – по списку обязанностей, опыту работы, возрасту и человеческим качествам. На финишной прямой оказался лидер фракции БПП Юрий Луценко, которому недостает профессиональных навыков. Но под него нужно корректировать закон о ГПУ. Парламентарии предлагали три варианта изменений. Первые два уже отвергнуты. Последний, который и собираются голосовать, предусматривает, что кандидату на должность генпрокурора не обязательно иметь юридическое образование и десятилетний стаж работы в органах прокуратуры, достаточно только диплома и пятилетнего опыта работы в законодательном или правоохранительном органе.

Заодно в профильном законе хотят отсрочить до апреля 2017 года начало работы органов прокурорского самоуправления. Кроме того, то подтверждаются, то отрицаются политические договоренности между БПП и Народным фронтом о том, что, в обмен за свои голоса, НФ получит должность заместителя генпрокурора, которую может занять нардеп от этой фракции Дмитрий Сторожук.

Почему важно. Назначение генпрокурора и реформа ГПУ – прямая рекомендация США, которую Украина должна выполнить в обмен на 1,7 млрд долл. транша МВФ. Эти деньги необходимы для подпитки золотовалютных резервов НБУ, которые с начала года уменьшились на 0,5 млрд долл.

Чья зона ответственности: Верховная Рада.

Регламент ВР

Суть проблемы. Тотальное реформирование не может обойти стены Верховной Рады. В сентябре 2015 года миссию по ее реформированию возглавил экс-президент Европарламента Пэт Кокс. Дорожную карту по изменениям в регламент ВР зарубежный эксперт прорабатывал еще с Владимиром Гройсманом. Главные проблемы работы ВР: шквал неэффективных законопроектов и прогулы нардепов. Спикер ВР Андрей Парубий заявил, что подготовлен ряд законодательных новшеств. Среди них увеличение количества пленарных недель с двух до трех в месяц. Днями голосований планируется сделать вторник и четверг, а среду, которая сейчас является смешанным пленарным днем, отведут для работы в комитетах. Пятничный час вопросов к Кабмину заменят на понедельничные трехчасовые дебаты с правительством.

Почему важно. Вопрос с отзывом мандатов за прогулы, очевидно, решать никто не будет. Конституция такую возможность не допускает, а для изменения в основной закон нардепы голоса никогда не соберут. Чтобы удостовериться в этом, достаточно вспомнить об отложенном в долгий ящик законопроекте о снятии депутатской неприкосновенности.

Но реформы парламента необходимы. Качество его работы пугает не только европейских парламентариев, но и самих избирателей. Люди порой забывают, что Украины – парламентско-президентская республика, где полномочия и ответственность ВР приоритетны. Однако важные законопроекты принимаются далеко не с первой попытки, для важных решений не хватает голосов еще и потому, что нардепы отсутствуют на рабочем месте. Дорожная карта реформ ВР, по мнению Пэта Кокса, должна восстановить в украинском парламенте «дух Брюсселя».

Чья зона ответственности. Верховная Рада.

Минские переговоры

Суть проблемы. Минским соглашениям в феврале исполнился год. Документ, подписанный тремя сторонами – Россией, Украиной и непризнанными республиками – имеет спорную оценку по части содержания. Но нет смысла спорить о том, что в феврале 2015 года они были необходимы. Только они остановили эскалацию на Донбассе.

Однако пункты соглашений не выполняются. Западные партнеры Украины постоянно подтверждают, что главной нарушительницей является Россия. Подтверждение тому – пролонгация санкций против нее. Но от того, что главный нарушитель назван, ситуация проще не становится. Соглашения трещат по швам, а переговоры контактной группы ни к чему не приводят. Однако же Минский формат остается в приоритете. Его просто нечем заменить. Украина, несмотря на многочисленные воззвания экспертов, не спешит поднимать вопрос о переговорах с подписантами Будапештского меморандума: Россией, США и Великобританией. Не получил отклика и предложенный президентом Польши Анджеем Дудой расширенный Минский формат – с привлечением к переговорам стран-соседей Украины.

За неимением новых переговорных форматов, 11 мая в Берлине дипломаты снова созывают Нормандскую четверку – глав МИД Украины, России, Франции и Германии.

Почему важно. Поскольку Минск-2 провален, необходимо было инициировать новый формат переговоров. То, что Украина не предлагает варианты, говорит об отсутствии политической воли. Нормандская четверка предсказуемо поднимет вопрос о проведении выборов на Донбассе. Но и тут прямого ответа у Украины нет. Участники переговорного процесса с нашей стороны говорят, что выборы должны пройти по украинскому законодательству. Но пока мы не получили контроль над границей – это невозможно. Значит на Украину будут давить, чтобы выборы прошли в нынешних условиях. Для нас это неприемлемо, и альтернативный вариант можно было бы разработать в рамках нового переговорного формата. Круг замкнулся.

Чья зона ответственности. Президент.

Новый состав Центризбиркома

Суть проблемы. Полномочия 12 членов Центризбиркома закончились летом 2014 года. Под досрочные выборы президента и парламента их продлили. Потом президент не подавал документы на увольнение членов ЦИК из-за местных выборов. То есть отговорки все время находились. Давить начали общественники и нардепы, которые подобрали свои кандидатуры от фракций. Петр Порошенко не раз говорил, что список у него есть. Ему необходимо выбрать 12 человек из предложенных кандидатур. Но на рассмотрение в парламент он все никак их не вносит.

Почему важно. У политиков есть масса вопросов к нынешнему составу ЦИК. В первую очередь они связаны с тем, что представители Центризбиркома были назначены во времена президентства Виктора Януковича. Но кроме идеологических противоречий есть здравый смысл и буква закона. Поскольку семилетний срок полномочий членов Центризбиркома давно вышел, законность их работы может быть оспорена, а значит рано или поздно станет вопрос о признании результатов выборов. Сейчас в стране передышка, которой стоит воспользоваться.

Чья зона ответственности. Президент.

Деофшоризация

Суть проблемы. В офшорный скандал в связи с раскрытием «панамских архивов» попали президент Петр Порошенко, глава НБУ Валерия Гонтарева и министр финансов Александр Данилюк. Этот список далеко не полный. Документы продолжают обнародовать. Уже сейчас база данных на 320 тыс. компаний за 40 лет показала, что собственниками панамских офшоров являются 165 украинцев. Среди них известные люди и популярные политики. Но проблема не только в этом. Работа в офшорах стала нормальной практикой для украинских бизнесменов, в результате которой госбюджет недосчитывает поступлений от налогов.

Несколько недель назад заработала группа по противодействию вывода прибыли за границу. Ее глава – нардеп Нина Южанина – заявила, что необходимое для деофшоризации законодательство заработает в ближайшее время.

Почему важно. Практика показывает, что запрет на деятельность в офшорах не поможет увеличить налоговые поступления. Бизнес работает там, где законодательство лояльно к нему, где продать и купить его просто и удобно. То, что это происходит через Британские Виргинские острова, то есть по английским нормам права, говорит о том, что Украине пора менять правила игры.

«Это налогообложение контролируемых иностранных компаний, признание иностранных компаний резидентами Украины, ограничение расходов по финансовым операциям со связанными лицами, — перечислила необходимые новшества Нина Южанина. — Также предотвращение злоупотребления в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения, предотвращение избежанию статуса постоянного представительства, введение отчетности для международных групп компаний».

Деофшоризация – это увеличение поступления в госбюджет. В цифрах ее оценить пока что невозможно. Ведь офшоры, в которых работают сотни украинских компаний (только 195, судя по «панамским» документам) для того и нужны, чтобы скрыть масштабы деятельности.

Чья зона ответственности. Верховная Рада.

Источник: АиФ


Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code