«Разбор полетов». В чем киевские полицейские лучше и хуже «старой» милиции

Перегляди: 673

Прошло почти три месяца с тех пор, как в Киеве на смену «старой» милицейской патрульно-постовой службы пришла новая полиция

Копы, как их называют киевляне, выгодно отличаются от ППСников: внешний вид, большое количество автопатрулей на дорогах, «многозадачность» (исполняют функции ГАИ, патруля и, частично, спасателей), а также вежливость и внимательность.

Но есть и принципиально важные отличия в работе, по которым копы проигрывают «старикам».

Для начала о лучших сторонах киевской полиции.

Законность. «Новые полицейские выгодно отличаются от работников ППС, которых иногда нужно было подолгу ждать на вызовы. Часто милиционеры делали вид, что не замечают ряд нарушений на улицах, в том числе незаконную торговлю», — рассказал "Обозревателю"Владимир Полищук, который не один год возглавлял пресс-службу столичной милиции и был спикером главы МВД Украины.

Сотрудники новой патрульной полиции

Многие предприниматели платили патрульным, чтобы те их «не гоняли». Часть собранной с торговцев «дани» шла «наверх» в карман начальства райотделов.

С новыми полицейскими фокус со взятками не проходит, по крайней мере, о подобных случаях ни в прессе, ни в блогах не слышно. Кроме того, копы гораздо чаще гоняют нелегальных торговцев.

Борьба с VIP-нарушителями. Для полицейских нет разницы, есть у тебя «корочка» или нет. Не раз копы задерживали депутатов, работников прокуратуры и милиционеров, а водителей на крутых автомобилях вообще «вяжут» пачками. Чего не скажешь о ППСниках. Даже если милиционеры задерживали за вождение в пьяном виде депутатов, прокуроров или их родственников, то после одного телефонного звонка задержанных отпускали, а самих патрульных делали «козлами отпущения».

«Однажды задержали одного из помощников прокурора района Киева, при этом задержание фиксировали журналисты одного из телеканалов. Но, несмотря на явные доказательства вины человека, его отпустили, а патрульным досталось», — говорит Полищук.

Вежливость и внимательность. Все, кто сталкивался с полицейскими, отмечали вежливость, с которой копы общаются с окружающими. Часто пострадавшим в авариях полицейские, помимо оказания первой медпомощи (их этому обучают), в инициативном порядке покупают питьевую воду, салфетки, чтобы вытереть кровь и просто проявляли участие. Что тут говорить, отбор в полицейские довольно жесткий, берут 20% от всех желающих, во внимание берется не только физическая подготовка, но и стрессоустойчивость, а также эрудированность.

В старую патрульно-постовую службу часто шли молодые люди, которые не могли найти другой работы. Много было парней из Киевской и соседних областей.

«Были ребята и малообразованные, у которых не было не то что высшего, а даже среднеспециального образования. Кадровому аппарату приходилось часто закрывать глаза на успехи и задачи по физической подготовке, на результаты психологических тестов — с тем прицелом, что в процессе службы парни приобретут опыт», — говорит Владимир Полищук.

Разница в подходах

Патрульные милиционеры. Фото: makrab.com.ua

В новую патрульную полицию вливают сегодня большие средства — по сравнению с тем, что выделяли на патрульно-постовую службу.

Зарплата. У полицейского средняя заработная плата – 8 тысяч гривен, не считая премий. У ППСника она была в районе 2-х тысяч.

Обеспечение. «За смену (12 часов) один патрульный экипаж расходует 15 литров бензина», — рассказали «Обозревателю» в Департаменте патрульной службы МВД Украины. Одновременно улицы города патрулируют 180 автоэкипажей, в среднем — по 18 на каждый район.

Патрульным милиционерам на смену выделялось 10 литров бензина (на те же «Приусы»), которого хватало буквально впритык, зачастую правоохранители  за свои деньги докупали топливо. Количество автопатрулей с полицейскими просто не сравнить: раньше, например, в Печерском районе патрулировало всего 3 экипажа.

Форма. Многие патрульные сами ее покупали: «За более чем двадцать лет службы в МВД мне один раз выдали хорошую форму, когда в Киев приезжал Папа Римский в 2001 году», — рассказал «Обозревателю» экс-работник милиции.

Мотивация. «Утро в новой патрульной полиции начинается, с того, что начальство им говорит, что вы, ребята, самые лучшие, вы — герои, на вас смотрит вся страна. Утро в полку патрульной службы на Соломенке начиналось со слов „идиоты“, „придурки“ и все в таком духе», — рассказал нам известный столичный психолог-криминолог Юрий Ирхин, который 25 лет проработал в МВД.

Главное, что отличает новую патрульную полицию и «старую» патрульно-постовую службу – разница в подходах. Работу одних сегодня всячески популяризируют и выделяют деньги, другие в системе МВД были на низшей ступени, соответственно, и отношение было таким.

По словам Ирхина, для большинство молодых людей, идущих в ППС, основным мотивом была не зарплата, а карьерный рост: то есть, дослужиться до офицера, получить образование и построить карьеру.

«Дайте патрульному зарплату в 8 тысяч — он вам, извините, воробья в поле загоняет. Ну не может патрульный милиционер добросовестно исполнять свои обязанности за 2 тысячи гривен зарплаты!» — говорит Юрий Ирхин.

Учитывая уровень зарплаты в ППС и то, что за эти деньги патрульным приходилось докупать топливо и чинить авто, многие милиционеры начинали искать другие пути «заработка»: брать взятки и заниматься «крышеванием», что, впрочем, их не оправдывает, но частично объясняет ситуацию.

Нынешняя реформа МВД призвана положить этому конец и на примере патрульной полиции. Насколько это получится — покажет время.

Минусы новой полиции

При всех своих недостатках, так ли уж плоха была прежняя патрульно-постовая служба? Ведь помимо того, что перевести бабушку через дорогу, поднести девушке сумки, починить светофор, новые полицейские должны не забывать о своих главных функциях – бороться с уличной преступностью. Здесь «старики» чувствовали себя гораздо увереннее копов.

Нет опыта. «Если бы нам дали столько же бензина, сколько сегодня дают полицейским, не нужно было бы много экипажей отправлять на патрулирование, достаточно 5-8, но со „старыми“ патрульными. Ребята знают, условно, все входы и выходы, специфику участков района, им ничего не нужно было рассказывать. Многие работали в службе по 15-20 лет, а самым молодые – 5 лет, — рассказал нам бывший патрульный Печерского района. — Самым критическим считается первый год службы. После него 50% людей сами уходили, не выдержав трудностей. Но те, кто больше 3-х лет – это были профессионалы».

Сегодня бывшие ППСники помогают новым полицейским, однако для того, чтобы те стали профессионалами, нужно время

Много ДТП. По данным, которые «Обозревателю» предоставили в Департаменте патрульной службы МВД Украины, с 1 июля по 31 августа в Киеве было зафиксировано 25 ДТП с участием полицейских, то есть, машины бьют практически через день.

«У нас ДТП случались редко, может раз в квартал, да и то, из серии: поцарапали машину», — рассказал «Обозревателю» другой бывший патрульный. По его мнению, новые полицейские не относятся бережно к своим автомобилям — в то время как милиционеры часто делали ремонт автомобилей за свой счет, потому и берегли. К тому же водители в их экипажах были опытные, работали по многу лет, тогда как некоторые полицейские лишь недавно сдали экзамен на право вождения.

Насколько качественно сегодня работает новая патрульная полиция, сказать пока сложно — прошло мало времени. Но то, что в копов влили огромное количество денег — это факт. Окупятся ли затраты?

Источник: Обозреватель

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code