Реформа образования: президент сбивает прицелы

Перегляди: 363

Посетив заседание Нацсовета реформ, посвященного реформе образования и науки, президент Петр Порошенко сказал там и вынес на свою страничку в Facebook пару знаменательных фраз 

Во-первых, он заверил собравшихся, а также своих френдов в том, что образование — это «первый приоритет» государства «после обеспечения обороноспособности страны». Во-вторых, он призвал поставить в центр нового закона «Об образовании», который вот-вот выйдет в широкий свет, а значит, и самой реформы образования «Его Величество Учителя».

Слова о «приоритете», впрочем, оказалось очень легко пропустить мимо ушей. Сколько их уже было, этих «приоритетов», которые объявлялись «первыми» или хотя бы «первыми после»? Печальная могла бы быть затея — собрать их все и выстроить по датам: дата провозглашения/дата забвения — что-то вроде кладбища несбывшихся политических надежд. Помните, сразу после Революции достоинства в «приоритетах» были люстрация и расследование убийств на Майдане. Потом реформа правоохранительных органов. Был в приоритетах «наш ответ Киселеву», который свелся к образованию Минстеця. А сколько было менее растиражированных «приоритетов», которые провозглашлись «по случаю», как почетные грамоты к юбилею. «Приоритет образования», провозглашенный на встрече в рамках Нацсовета реформ, кажется, из их числа.

Куда больше эмоций вызвало президентское предложение на предмет «Его Величества Учителя». Должна сказать, это свежее предложение. В рамках обсуждения реформы образования много говорилось об учителях — их квалификации, аттестации, зарплатах, наконец. Но чтобы вот так, «в центр» и сразу в звании «Величества» (минуя «Превосходительство» и «Сиятельство»)... Нет, такого еще не было.

Но если вы думаете, что это просто бескорыстная любезность, которую президент, как вежливый человек, сказал присутствующим, значит, вы просто не в курсе политического положения в стране. Говоря про «Его Величество Учителя» президент на самом деле имел в виду «выборы на носу».

Сама по себе фраза про «Его Величество Учителя» режет слух любому, кто сталкивался со школой в качестве «потребителя услуг» — ученика или его родителя. Потому что в нынешней украинской школе среди учителей очень много «величеств» и все меньше «скромных тружеников на ниве образования», которые показывают высокие результаты и (представьте себе) просто хорошо относятся к детям. Самым слабым местом школы является как раз учитель. И предложение возвести его в ранг «величества» — это предложение законсервировать проблему намертво. Т.е. отказаться от любых реформ, которые как-то скажутся на положении «величества» в школе — заставят, например, работать тех, кто может, и заставить уйти в другие области тех, кто научить просто неспособен.

Поэтому президентский мессидж собравшимся за столом реформаторам можно понимать именно так: не сметь трогать Его Величество! Кстати, посмотрите, что бывает с теми, кто посмел посягнуть. Вот ведь какое интересное совпадение: когда Центр оценивания качества образования во главе с И.Ликарчуком заявил о том, что разработал тесты для проверки знаний учителей по профильным предметам, УЦОЯО заинтересовалась Генпрокуратура. Но на этом совпадения не заканчиваются: первым полигоном для экспериментального тестирования учителей должна была стать Ивано-Франковская область. Вам сказать, в каком регионе прокурорские разгромили региональный Центр оценивания, или сами догадаетесь? Причем франковской прокуратуре это тонкое дело, говорят, не доверили — обыски и изъятия техники производили «маски из столицы». Причем обыски проводили и в квартире руководителя регионального отделения УЦОЯО, и в квартире его сына. По аналогии, что ли? Или методички перепутали?

Все это, конечно, не более, чем совпадение. Но подумать есть о чем. Например, о том, что вряд ли кто-то посмеет ближайшее время «тронуть за святое» — вытащить на свет божий вопрос учительской компетентности.

И, главное, чего проще? Не нужно ведь никаких реформ президенту не надо никаких реформ, чтобы поставить учителя «в центр» и объявить его «величеством». Это как раз реальное положение вещей. Означает ли это, что реформа образования с точки зрения руководства страны — ненужная трата времени и денег?

А ведь вполне очевидно, что рядом с «величествами» рано или поздно обязательно образуются «ничтожества». Т.е. если «величество» — учитель, ничтожеством, по логике вещей, оказывается ученик. Скандалы с «испорченными аттестатами», всплывающие каждый год, — это только самая верхушка айсберга. А под водой остаются грустные истории о травмах психологических и моральных, которые дети выносят из школы букетами. Как и основы цинизма, сформированные неприкрытыми злоупотреблениями учительской властью и коррупцией.

Проблему принято упрощать, сводя до вопроса оплаты труда. Но вы, правда, думаете, что моральные качества человека, как и его профессиональные способности зависят от количества дензнаков, получаемых ежемесячно в кассе? То есть да, могут зависеть — если человек находится за гранью нищеты. Но если мы и дальше будем мерить глубину допустимого морального падения в дензнаках, нам стоит уже сейчас согласиться с тем, что коррупция непреодолима и неконтролируема в принципе — как циклон или орбита кометы.

Реформа образования не должна иметь «в центре» учителя (даже без всяких «величеств»). Напротив, она должна обеспечить способы контроля за учителем и рычаги давления на школу со стороны общественности. Нет, я вовсе не считаю, что учителя нужно менять, смещать, увольнять, подвергать дисциплинарным мерам по первому требованию каждой истеричной мамаши. Но механизмы общественного контроля за работой учителя должны быть обязательно — просто потому, что он работает с самой слабой, беззащитной и уязвимой категорией населения. С детьми.

Которые и должны были бы стоять «в центре» реформы образования. Их интеллектуальный рост, развитие их личностей — вот истинная цель образования. А вовсе не благополучие учителей. Которое, конечно, помогло бы достичь истинных целей школы — но не должно подменять их собой. До тех пор, пока ребенок не станет центром системы (а значит, реформы) образования, школа будет напоминать советский гастроном — с «их величествами» за прилавками, вечно униженным клиентом и зияющими космической пустотой полками. Или, скорее, богадельню, чья цель не воспитать и научить новое поколение достойных граждан, а обеспечить хлебом насущным армию издерганных женщин.

Чья главная ценность для власти этой страны заключается вовсе не в их работе с детьми. Когда президент говорил об «их величествах», он, конечно, вовсе не то имел в виду. А имел он в виду выборы, которые на носу. А кто у нас основной, стабильный и преданный электорат правящих партий? Ну конечно они, бюджетники! Ведь это так просто — манипулировать бедным. Не нищими, которым нечего терять, а именно бедными — теми, чей достаток скромен, но стабилен. Достаточно покивать в их сторону и сказать, что, мол, «их не забудут». И добавить парочку льстивых слов.

Источник: ДС

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code