Репетиция госбюджета: в Кабмине выстроилась очередь за льготами

Перегляди: 390

Правительство согласовало проект бюджетной резолюции с опозданием на три месяца

 

Кабинет министров на три месяца нарушил срок согласования проекта основных направлений бюджетной политики, который является ориентиром при подготовке госбюджета на следующий год. Промедление с принятием бюджетной резолюции связано, в том числе, с отказом Министерства финансов удовлетворить просьбы других ведомств о более выгодных для них условий в госбюджете-2017. Правда, некоторым министерствам удалось убедить Минфин пойти им навстречу. Например, несмотря на изначальный отказ предусмотреть в госбюджете поддержку фермеров, Министерство аграрной политики и продовольствия в итоге добилось своего, и в проекте бюджетной резолюции этот вопрос оставили. Но нет уверенности, что о нем не забудут при подготовке или голосовании закона о госбюджете на следующий год.

Кабинет министров согласовал проект Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и принял решение направить его в парламент. На заседании правительства в пятницу, 24 июня, министр финансов Александр Данилюк презентовал доработанный вариант бюджетной резолюции. Среди прочего документ предусматривает создание и финансирование в следующем году Дорожного фонда, господдержку аграрного сектора, ликвидацию налоговой милиции и многое другое.

Цифры на будущее

Над проектом Минфин работал несколько месяцев, и, согласно нормам Бюджетного кодекса, правительство должно было согласовать его до 1 апреля. Как ранее писал «Апостроф. Экономика», макропоказатели — ВВП, инфляция, дефицит госбюджета, а также прогнозируемые размеры госдолга и курса гривны Кабмин одобрил без разногласий. В частности, средний курс гривны на следующий год прогнозируется 27,2 грн за $1. В обновленном проекте бюджетной резолюции цифры остались прежними. Другой вопрос, что непосредственно при подготовке госбюджета прогнозные показатели могут быть пересмотрены. Например, в случае изменения конъюнктуры на мировых рынках, эскалации ситуации на Донбассе или по другим причинам, влияющим на экономику страны.

Но в отличие от предыдущей версии проекта бюджетной резолюции Министерство финансов в новом документе, который есть в распоряжении «Апостроф. Экономика», добавило прогноз основных макропоказателей на 2018 и 2019 годы (см. таблицу).

Прогнозные макропоказатели госбюджета на 2017—2019 гг.

год 2017 2018 2019
ВВП (номинальный, млрд грн) 2,584,9 2,867,5 3,148,4
ВВП (реальный, %) 3 4 4
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю, %) 8,1 5,5 5,2
Курс гривны к доллару (среднегодовой) 27,2 27,8 28,1
Дефицит госбюджета (% ВВП) 3 2,5 2,3
Предельный объем госдолга (% ВВП) не более 66 не более 63,9 не более 61,8

Каждому свое

Немногим более двух недель назад проект бюджетной резолюции должны были рассмотреть на заседании правительства. Но тогда документ сняли с повестки дня по инициативе самого министра финансов якобы по причине того, что проект еще не рассматривал профильный правительственный комитет. Но, как рассказал «Апостроф. Экономика» собеседник из аппарата правительства, сразу у нескольких министерств были вопросы в документу. Недовольны с жесткой позицией Минфина были в Министерстве культуры и Министерстве образования. В частности, министр культуры Евгений Нищук просил не спешить с оптимизацией учреждений культуры, тогда как Минфин настаивал на обратном, аргументируя это слишком раздутой и малоэффективной сетью таких заведений.

Вопросы по резолюции к Минфину также были у министра образования Лилии Гриневич, которая просила о субвенции из госбюджета на содержание ПТУ. «Указанная норма должна быть урегулирована новой редакцией проекта закона о профессиональном образовании», — прокомментировали в Минфине, дав понять, что просьбу Минобразования пока выполнять не намерены.

С амбициозным запросом в Министерство финансов обратилось Министерство аграрной политики и продовольствия. Аграрное ведомство просило внести в бюджетную резолюцию пункт о финансовой поддержке сельхозпроизводителей за счет госбюджета в размере не менее 1% от объема производства валовой продукции сельского хозяйства за предыдущий год. В Минфине сначала ответили, что возможности бюджета слишком ограничены, чтобы реализовывать подобные инициативы. По оценкам Минфина, в 2015 году ВВП сельского хозяйства составил 544 млрд грн. Следовательно, чтобы действовать таким образом, как предлагает Минагропрод, потребуется как минимум 5,4 млрд грн. В Минфине также напомнили, что аналогичный запрос при подготовке госбюджета 2016 года не был учтен.

Но в согласованном на пятничном заседании проекте резолюции эту просьбу все же учли. «В первую очередь мы поддерживаем фермерские хозяйства и малый и средний бизнес путем удешевления кредитов и страховых платежей, а также стимулирования развития животноводства и органического производства», – объяснил министр аграрной политики Тарас Кутовой.

Приоритет господдержки — малые и средние фермерские хозяйства, подтвердил премьер-министр Владимир Гройсман: «Мы должны сделать формулу, которая будет определять, что мы даем поддержку на гектар площади с коэффициентом произведенной продукции. То есть не просто стимулировать обработку земли, а стимулировать расширение производства продукции, урожаев, технологий, переработку».

Несмотря на решение правительства пойти аграриям навстречу, далеко не факт, что деньги реально найдутся. Во-первых, источники финансирования еще предстоит определить. Как уточнила замминистра финансов Оксана Маркарова, речь не идет сугубо о поддержке из госбюджета. Господдержка также может быть возложена и на местные бюджеты. К тому же не стоит исключать такого развития событий, когда при принятии госбюджета парламентарии исключат норму о господдержке фермеров. Тем более, если принятие главной сметы страны затянется, как это было в прошлом году, когда бюджет принимали едва ли не под бой новогодних курантов.

Нужно также понимать, что, даже предусмотрев деньги в бюджетах разных уровней на льготы, о которых говорит министр Тарас Кутовой, вовсе не значит, что фермеры их получат. Например, в 2015 году на развитие животноводства в госбюджете было заложено 250 млн грн, из которых реально выделили 40,5 млн грн. На удешевление кредитов, к слову, дали больше — 290,6 млн грн из предусмотренных 300 млн грн. В нынешнем году объем поддержки и того меньше. Например, в этом году в госбюджете предусмотрено менее 16 млн грн на кредитование фермерских хозяйств. Как следует из отчета Госказначейства, в январе-апреле ни копейки из этой суммы на указанные цели выделено не было.

Другим министерствам повезло меньше. Не удалось договориться с Минфином Министерству энергетики и угольной промышленности, попросившего денег на «частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции, строительства угледобывающих предприятий и их технического переоснащения». На такую просьбу в Минфине ответили, что это сугубо вопросы эффективности работы предприятий и их менеджмента.

Источник: Апостроф

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code