Розшукуються багатії. Який сюрприз Насіров готує для заможних українців

Перегляди: 290

Государственная фискальная служба обратила внимание на зажиточных украинцев

Намерения налоговиков вроде серьезны. Пункт на эту тему есть в последней редакции проекта меморандума с МВФ.

Как сообщают собеседники ЭП в Кабмине, появился он там именно с подачи ГФС.

«Украинская сторона завершает разработку законопроекта, который установит критерии определения „владельцев крупного капитала“, введет для них новую программу проверок и предоставит ГФС инструменты для выявления недобросовестных налогоплательщиков, включая возможность доступа к данным банковского счета таких лиц», — говорится в проекте меморандума.

Доступ к данным возможен при условии мощных защитных механизмов. Важно минимизировать возможность злоупотреблений со стороны фискалов.

ЭП выясняла, что кроется за этими формулировками, и каковы намерения ГФС в отношении богатых украинцев.

ГФС работает над критериями

«Речь идет о том, чтобы создать офис по обслуживанию крупных плательщиков-физлиц», — объяснил суть замысловатого пассажа глава ГФС Роман Насиров. Такой офис уже есть, но только для юрлиц.

Как следует из документов, которые оказались в распоряжении ЭП, идея создать офис обсуждалась в 2015 году с экспертами бюджетно-налогового департамента МВФ и представителями департамента казначейства США. Законопроект на эту тему планировалось разработать до конца 2015 года, но процесс застопорился.

В распоряжении ЭП оказалась предварительная версия изменений в законодательство, которую нарабатывала ГФС.

Владельцами крупного капитала предлагалось признать конечных бенефициаров крупных налогоплательщиков или украинцев с долей капитала 20% и выше в иностранных компаниях, которые  задекларировали доход 10 и более млн евро.

В качестве физлиц с высоким уровнем доходов также рассматривались граждане с годовым доходом свыше 50 млн грн.

За неподачу или несвоевременную подачу декларации предлагалось штрафовать. Размер штрафа — 25% суммы начисленного НДФЛ.

За не весь задекларированный доход мог грозить штраф в размере 3% суммы незадекларированного дохода. Если же зажиточный гражданин ничего не задекларировал, ему вменялся штраф в размере 25% определенной фискалами суммы налоговых обязательств. Выглядят наработки следующим образом.

Натисніть для збільшення

Эти поправки не окончательны.

«Критерии пока обсуждаются. Доля капитала может быть и 10%+. Мы бы хотели сделать критерии более дискретными. У нас много компаний, которые прошли IPO. Есть топ-менеджмент в частном секторе, который владеет небольшим пакетом акций, но получает высокую зарплату.

Можно ввести комбинированный критерий для тех, кто одновременно владеет пакетом акций и занимает управляющую должность в компании — крупном плательщике», — говорит Насиров.

По его словам, критерии могут коснуться и чиновников — топ-менеджеров, которые официально получают зарплату, условно, 12 тыс грн, но владеют другими активами и получают с них доход.

В мае 2016 года работа ГФС в этом направлении активизировалась.

По данным источников ЭП, глава центрального офиса ведомства по работе с крупными налогоплательщиками Евгений Бамбизов предложил провести выборку физлиц, которые получили доход за 2015 год свыше 50 млн грн и являются бенефициарами одного или нескольких крупных налогоплательщиков.

Выборка ему понадобилась в преддверии встречи с представителями казначейства США.

Мотивы-перспективы

Как следует из документов, основная цель нового офиса — повысить налоговую дисциплину среди физлиц с высоким уровнем дохода.

"Смысл в том, чтобы они централизовано платили налоги, а мы получили понятную картину связей между корпорациями-юрлицами и физлицами-бенефициарами этих компаний, — объяснил ЭП Бамбизов.

Понимание этих связей поволит ГФС в том числе более эффективно обнаруживать возможные схемы ухода от уплаты налогов.

Опрошенные ЭП эксперты сомневаются в том, что фискалам поможет новый офис.

«Все схемы ухода от уплаты налогов известны. Выявлять физлиц-уклонистов можно независимо от того, в каком офисе они обслуживаются. Функционал ГФС позволяет их достать. Главное — желание», — отметил в комментарии ЭП руководитель налогово-юридической практики «EY в Украине» Владимир Котенко.

По его словам, в офис попадут только те плательщики, которые и так платят налоги и декларируют доходы. Те же, кто уклонялся, продолжат искать возможности для уклонения независимо от места регистрации.

«В Англии и Франции создание структуры по работе с юрлицами имело смысл — там сложная система налогообложения физлиц. В Украине налогообложение физлиц простое, поэтому очевидных оснований для создания отдельной структуры нет», — говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.

В Украине, по его словам, граждане с высокими доходами тесно связаны со своими бизнес-группами, и если этих людей рассматривать вне корпоративной системы взаимосвязей, отдав их в другой офис, то это лишь все запутает.

«Логично, чтобы ими занималась структура, которая работает с крупными налогоплательщиками-юрлицами. Искать концы структур и их бенефициаров надо, но это часть корпоративной структуризации — львиная доля схем приходится именно на операции юрлиц», — говорит эксперт.

По прогнозам Бамбизова, офис может заработать с начала 2017 года.

«С методологией сопровождения физлиц и критериями мы определимся за месяц-два. В части подготовки законопроектов работы до конца 2016 года хватает. Законодательная база не приспособлена к сопровождению физлиц. Нужно решить много вопросов — от предоставления банковской информации до применения непрямых методов налогообложения», — говорит Бамбизов.

По его словам, ГФС сначала нужно определиться с критериями, потом станет понятно, сколько физлиц под них подпадет.

В Минфине с запуском офиса спешить не готовы. Уровень тенизации доходов граждан высокий, и если ориентироваться на нынешнюю статистику, выборка будет неполной. В первую очередь, будут видны «белые» физлица.

«Сказать, что офис заработает прямо сейчас, нельзя. Пока у нас не будет результатов нулевого декларирования, выявить определенную категорию украинцев будет сложно», — говорит собеседник ЭП в Министерстве финансов.

Загвоздка в том, напоминает он, что МВФ против нулевого декларирования. Таким образом, эффективность работы подобного офиса пока под вопросом.

Как известно, Насиров и глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина допускают старт нулевого декларирования в конце 2016 года. Минфин же, по данным ЭП, склонен повременить.

Источник: epravda.com.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code