Снижение акцизного сбора не привело к массовому ввозу подержанных авто

Перегляди: 273
 Большинство граждан по-прежнему предпочитают покупать автомобили на внутреннем рынке

Прошло почти два месяца, как с 1 августа началось оформление автомобилей по новым ставкам акцизного сбора, предусмотренным в Законе №3251 (или уже по классификации Минюста — №1389-VIII). И, естественно, началось подведение первых итогов.

Так в начале сентября пресс-служба Государственной фискальной службы (ГФС) со ссылкой на главу ведомства Романа Насирова сообщила, что с начала августа таможенное оформление по сниженным ставкам прошли уже 1315 подержанных импортных легковых автомобилей. Это более чем в два раза больше, чем за первых 15 дней августа, когда было растаможено 562 автомобиля

«Больше всего автомобилей по сниженным ставкам оформлено на таможнях западных областей. В частности, с 1 августа Львовская таможня оформила 199 таких автомобилей, Ивано-Франковская — 161, Волынская – 118», — говорится в сообщении.

В то же время, в Ассоциации автопроизводителей Украины («Укравтопром») утверждают, что зарегистрировано подержанных легковых автомобилей на первичном рынке в августе было всего 270 штук. Это на 78% меньше, чем в августе прошлого года, но на 17% больше показателя июля текущего года, когда число сделок с б/у авто в ожидании вступления в силу закона №3251  вообще обвалилось на 23%.

Столь значительную разницу в показателях эксперты склонны объяснять тем, что ГФС, в погоне за планом, скорее всего, учитывает все растаможенные автомобили, а «Укравтопром» только те, которые уже зарегистрированы в Сервисном центре (МРЭО).

«Часто покупатель автомобиля заполняет на таможне предварительную декларацию, грузо-таможенную декларацию, пересекает границу и продолжает ездить без регистрации автомобиля в МРЭО, ведь срок постановки авто на учет – 10 дней». Таким образом, растаможить машину могли 30, 31 августа, а поставить на учет уже в сентябре. ГФС же эти машины внесло в августовскую статистику», — объясняет генеральный директор ВААИД Олег Назаренко.

Он также сообщил, что сейчас процесс постановки авто на учет затягивается еще и в связи с тем, что там требуют сертификат соответствия. А, например, американские электромобили нашим нормам не соответствуют по многим параметрам. Поэтому, перед тем как получить сертификат соответствия, их владельцам необходимо поменять на машинках оптику, стекла, ремни безопасности.

«Иными словами, получается, что за растаможку владельцы авто заплатили, а поставить их на учет не могут», — говорит эксперт.

Камни преткновения

Интересно, что частные структуры, специализирующиеся на пригоне подержанных легковых автомобилей в Украину, особого оживления на рынке, в отличие от ГФС, также не наблюдают.

«Звонить и интересоваться покупкой б/у авто из Европы стали чаще, но заказов пока еще не было», — не скрывает Олег Немцев, владелец компании «Купи авто» (г. Хмельницкий).

Примерно тоже самое HUBS ответили еще несколько перегонщиков, чьи объявления о доставке и растаможке авто фигурируют в ТОП-10 на бесплатных сайтах объявлений.

«Авто по новым ставкам мы еще не оформляли. Изучаем ситуацию», — говорит частный предприниматель из Киева.

По словам перегонщиков, главная причина отсутствия реальных клиентов – «подводные камни» нового закона и отсутствие разъяснений к нему со стороны Кабинета Министров.

Напомним, согласно документу, для того, чтобы воспользоваться льготными ставками акциза при импорте подержанного автомобиля, покупателю необходимо выполнить несколько критериев. Во-первых, автомобиль должен быть не старше 1 января 2010 года выпуска. Во-вторых, он должен соответствовать нормам Евро-5. И, в-третьих, лицо, которое ввозит такой автомобиль, может воспользоваться такой льготой лишь один раз на протяжении календарного года.

И вот тут возникает первая непонятка – многие предприниматели, которые ранее ввозили автомобили в Украину, до сих пор не разобрались, должен ли покупатель ввозить свое авто на территорию нашей страны лично или все-таки это для него может сделать посредник.

«Теперь мы не можем привозить автомобили для другого лица. Согласно новому закону, человек может сделать это только сам. Он должен иметь визу в паспорте и печати въезда и выезда из страны, в которой он купил автомобиль», — уверен предприниматель Олег из Луцка.

В то же время, адвокат ЮКК «Де-юре» Андрей Павлишин отмечает, что законом возможность ввоза транспортного средства в пользу третьих лиц на основании договора или доверенности предусмотрена. Но беда в том, что норма закона прописана нечетко, и это действительно может быть основанием для разбирательств на таможне и в судах.

«Закон предусматривает ввоз одним лицом не более одного автомобиля для себя или других лиц. Но вот запятые поставлены так, что нельзя безапелляционно утверждать, что это один автомобиль для одного собственника, а не один автомобиль на ввозящее лицо», — обращает внимание адвокат.

Еще одна норма, которая выбивает участников рынка из колеи — это запрет на продажу автомобилей, ввезённых по льготным ставкам акцизов, на протяжении 365 дней. В техпаспортах, которые уже получили владельцы таких машин, имеется отметка: «продажа, дарение, обмен, передача во владение, пользование, распоряжение без разрешения таможни запрещено».

В связи с этим, некоторые из новых владельцев подержанных иномарок запаниковали. А именно, их расстроило слово «пользование», ведь получается, что без присутствия мужа, на которого зарегистрировано транспортное средство, на машине не может ездить даже жена.

Впрочем, Назаренко развеял эти опасения. По его словам, в законе отсутствует норма, ограничивающая права автомобилистов, и, следовательно, жена может ездить на машине без мужа.

Депутат Роберт Горват (один из инициаторов закона) со ссылкой на Главный сервисный центр МВД Украины также сообщил AUTO-Consulting, что ограничение касается только отчуждения автомобиля, а передача права пользования другим лицам не ограничивается. Впрочем, добавил, что для того, чтобы окончательно развеять сомнения автовладельцев нужен официальный комментарий Главного сервисного центра МВД, депутатский запрос директору которого Горват якобы уже направил.

Ну, а пока чиновники медлят, юристы уже разработали различные схемы передачи права пользования автомобилем с правом последующего выкупа по истечению года.

«Это лизинг, аренда с публичной офертой купли-продажи, купля-продажа с отлагательным условием, кредитный договор с обеспечением кредита автомобилем и правом обращения взыскания на автомобиль и прочее», — поведал Павлишин.

Пути «обхода» нашли и для требования относительно происхождения автомобиля. Депутаты прописали, что льготные ставки акциза не распространяются на авто из страны-агрессора и т.п. Но подтверждать происхождение авто, напомним, придется теперь всем.

Согласно Таможенному кодексу, подтверждением страны-происхождения автомобиля может быть сертификат происхождения или заверенная декларация о происхождении товара. И вот получение таких документов может стать целой проблемой для рядового гражданина. Поэтому о нем необходимо заранее побеспокоиться. Например, заказать сертификат о происхождении товара можно в многочисленных фирмам в Польше. Цены таких услуг пока, говорят, довольно вменяемые.

От теории к реальности

Но, даже не смотря на то, что юридические коллизии в вопросе пригона б/у авто решить можно, вопрос целесообразности покупки их за рубежом по-прежнему неоднозначен.

«Просто очень много в этом деле мороки, поэтому и толку нет. На бумаге экономия, а на практике — одни заморочки. У меня кум хотел купить авто по новой схеме, но за два месяца так и не решился. Здесь почти те же цены (Renault). Плюс наименее проблемный способ – это, когда посредники пригоняют автомобиль в Беларусь, а покупатель выезжает уже туда и оформляет транспортное средство на себя. Но все равно – это дополнительная морока», — рассказал о действующих схемах киевский предприниматель, пожелавший остаться неназванным.

С тем, что закон не сильно «неэкономный» согласен и Назаренко: «Экономия хорошая только на авто стоимостью 30-60 тыс. EUR. То есть, именно то авто, которые и покупают народные избранники».

Напомним, согласно закону, с 1 августа отменили дополнительный импортный сбор: 5% для юридических лиц и 10% для физических лиц от оценочной стоимости транспорта.

«Если стоимость автомобиля составляет, например 7 тыс. EUR, то теперь компания может растаможить его дешевле ориентировочно на 350 EUR, а физические лица — на 700 евро», — посчитали в копании Dizelavto (см. «Расчет акциза по сниженным ставкам для каждой из категорий б/у автомобилей»).

Акциз авто

Отменили также и ввозную пошлину 8% на электрокары. Сегодня, приобретя, например, электромобиль за 7 тыс. EUR при ввозе в нашу страну нужно оплатить только НДС 20% (1,4 тыс. EUR).

«Как можно судить из закона, акцизный налог в некоторых случаях уменьшен более чем в 20 раз. Например, акцизный налог на однолитровый автомобиль теперь составит не 1761 EUR, а 63 EUR. То есть стоимость растаможки существенно снизиться, даже с учетом того, что не меняется ставка таможенной пошлины и НДС», — отмечает, в свою очередь, Павлишин.

Но добавляет, что автолюбителям действительно стоит учесть затраты на снятие транспортного средства с учета в стране приобретения, транспортировку в Украину, услуги брокеров. Кроме того, в момент проезда украинской границы на приобретенной машине нужно будет внести ориентировочную сумму налогов и сборов за такой автомобиль на счет таможни в качестве гарантийной суммы.

«Поэтому страховочные три-четыре тысячи евро должны быть в кармане или на карточном счете», — предупреждает адвокат.

«Если не учитывать расходов на транспортировку, уменьшение акцизного налога приведет к снижению стоимости автомобилей где-то на 40%. Например, если подержанный BMW X5 до уменьшения сбора стоил 10 тыс. USD, то сейчас может стоить $6-7 тыс. USD», — говорит Немцев.

Впрочем, при всех очевидных выгодах, возможность покупки б/у автомобилей за рубежом пока никак не повлияла на рынок новых машин. Более того, как рассказал Hubsдиректор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик, этот рынок растет темпами, выше прогнозируемых.

«Б/у авто из стран ЕС – это лотерея. Люди к покупке автомобиля относятся прагматично и ответственно. Количество покупателей готовых рискнуть своими многолетними сбережениями, как показал август, минимально. Большинство же людей, желающих купить подержанный автомобиль, делает это на внутреннем рынке. Что правильно и логично. Таких покупателей, например в августе, насчитывалось около 40 тыс.», — подчеркнул маркетолог.

Источник:  Hubs

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code