Соединённое Королевство Испания — итог каталонского кризиса?

Перегляди: 96

Центральная власть Испании и лидеры движения за независимость Каталонии всё-таки «дрейфуют» в направлении диалога и конституционной реформы. Она станет главным инструментом для выхода из кризиса

2069728

Герб Испании включает гербы бывших королевств — Кастилии, Леона, Арагона (включая Каталонию), Наварры, Гранады

Обмен ультиматумами и различными политическими заявлениями – это своеобразный торг по поводу диалога. Кроме того, таким образом и официальный Мадрид, и лидеры Каталонии стремятся создать для себя лучшие условия для диалога, насколько это представляется возможным в существующих обстоятельствах.

Позиция центрального правительства Испании.

Она выглядит по-прежнему непреклонной: законного референдума не было, результаты состоявшегося голосования не могут быть основой для переговоров провинции с Мадридом.

Жёсткие требования дать ответ, была ли провозглашена независимость, являются инструментом для оказания давления на руководителя Каталонии К.Пучдемона. В то время, когда тот находится в сложном политическом положении, центральная власть Испании своими ультиматумами стремится ещё больше загонять его в персональный политический тупик.

С одной стороны, на К.Пучдемона отказывают политическое давление бескомпромиссные сторонники провозглашения независимости Каталонии либо немедленно, либо в ближайшие 2 месяца. С другой стороны, внутри каталонского общества, среди сторонников независимости есть большой лагерь таковых, кто не считает независимость реалистичной в ближайшие годы. С третьей стороны, правительство в Мадриде грозит приостановкой автономии, экономическими проблемами, а официальная позиция ЕС и ведущих европейских государств – полностью на стороне центральных властей Испании.

И вот К.Пучдемону приходится лавировать между двумя сценариями. Либо остаться последовательным сторонником провозглашения независимости Каталонии в ближайшие месяцы, но при этом получить существенные экономические проблемы и международную изоляцию. Либо отказаться от провозглашения независимости, от результатов голосования, но при этом добиться переговоров об увеличении прав Каталонии в составе Испании.

Первый сценарий позволяет К.Пучдемону «сохранить лицо» перед сторонниками независимости сейчас, но в перспективе грозит уничтожением его политической карьеры. Второй сценарий означает «потерю лица» перед сторонниками независимости, а в перспективе так же грозит Пучдемону уничтожением его политической карьеры.

Испанское правительство своими ультиматумами и жёсткими заявлениями оказывает давление для того, чтобы ситуация получила развитие по второму сценарию. То есть, правительство М.Рахоя стремится сделать так, чтобы К.Пучдемон сам расписался в собственной политической несостоятельности.

Кроме того, ультиматумы, угроза приостановить автономию, угроза пребывания вне ЕС и экономических убытков – это инструменты центрального правительства, которые оно использует для давления на всю каталонскую элиту, для усиления конфликта в среде этой элиты.

То есть, Мадрид не только оказывает давление персонально на К.Пучдемона, но и усложняет ситуацию, в которой ему предстоит маневрировать и делать выбор.

Угроза приостановки автономии провоцирует негативные для Каталонии настроения среди бизнеса. Но если вдруг Мадрид в реальности прибегнет к подобной мере, то он утратит немалую часть поддержки со стороны ЕС и ряда западных государств. Такой же эффект могут иметь аресты лидеров каталонского движения за независимость.

Не исключено, что испанское правительство просто стремится исключить К.Пучдемона из списка тех, с кем оно будет вести диалог.

Но диалог всё-таки будет, и уверенности в этом добавляют некоторые изменения в позиции правительства Испании. Во-первых, более убедительно стали звучать слова о возможности диалога с представителями Каталонии. Во-вторых, Народная партия, лидером которой является премьер-министр М.Рахой, поддержала идею социалистов, чтобы обсудить конституционную реформу. Сама по себе такая реформа является и реакцией на голосование, прошедшее в Каталонии, и проявлением готовности официального Мадрида к диалогу.

Позиция руководителя Каталонии К.Пучдемона.

Как было отмечено, это сложный выбор между двумя  сценариями, каждый из которых является негативным для самого Пучдемона персонально. Поэтому он ищет альтернативу в виде третьего сценария, который позволил бы «сохранить лицо» (как минимум). Именно поэтому К.Пучдемон не ответил прямо на ультиматум правительства Испании относительного того, была ли провозглашена независимость Каталонии.

Вместо простых «да» либо «нет» каталонский руководитель снова заговорил о необходимости диалога между центром и автономией для поиска политического решения кризиса. При этом он подчеркнул, что готов к диалогу без предварительных условий. Именно в таком диалоге К.Пучдемон может не только «сохранить лицо», но и выйти из затруднительного политического положения с позитивными для него результатами.

Что означали слова «без предварительных условий»? Означало ли это, что только испанское правительство должно отказаться от своих требований? Или же Пучдемон намекнул и на свою готовность отложить итоги голосования, прошедшего в Каталонии?

Конституционная реформа как выход для всех.

Она позволяет вывести из политического тупика Испанию и Каталонию так, чтобы смогли «сохранить лицо» и лидеры автономии, и центральные власти в Мадриде.

Сейчас Испания является унитарным государством, официальное название которого — «Королевство Испания». В его составе существуют автономные сообщества, имеющие свои правительства и парламенты. Таковым сообществом является и Каталония. Радикальные сторонники её независимости требуют провозглашения её республикой.

С одной стороны, это означает повышение формального политического статуса Каталонии от уровня автономии до уровня суверенного государства. С другой стороны, таковой статус не является препятствием для того, чтобы данная территория осталась в составе Королевства Испания, делегировав Мадриду часть полномочий путём, например, заключения договора.

Более реалистичным может быть путь конституционной реформы, которая бы позволила в итоге стать Испании государством, включающим в свой состав не только автономные сообщества, но и республики. Примером может стать Великобритания, которая именуется «Соединённое королевство», формально является унитарным государством, но при этом включает в себя территории с разным административно-политическим статусом и объёмом властных полномочий. Формально, Шотландия является государством в государстве, но при этом она признаёт над собой суверенитет центрального правительства Великобритании. Приблизительно, как союзная республика в союзном государстве.

Данный вариант выхода из каталонского кризиса позволяет «соблюсти лицо» всем. Сторонники независимости добиваются получения Каталонией более высокого формального политического статуса (присущего независимым государствам). Правительство М.Рахоя сохраняет территориальную целостность Испании в её нынешнем виде, осуществив обещанное каталонцам увеличение полномочий.

Если Испания в результате конституционной реформы станет «соединённым королевством», то это как минимум завершит нынешний кризис в отношениях Мадрида и Барселоны. Не исключено, что благодаря этому тема независимости Каталонии будет отложена на длительный период либо будет закрыта вовсе.

Конституционная реформа может стать результатом диалога на нескольких уровнях: между ведущими политическими партиями Испании, между Мадридом и Барселоной, между различными фракциями каталонской политической элиты.

Для реализации конституционной реформы было бы полезным достижение консенсуса относительно необходимости проведения в Каталонии нового (законного) референдума о её будущем статусе, а также выборов местного парламента для урегулирования кризиса внутри самой автономии.

Источник Корреспондент

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code