Современные козаки: фейсбучные супермены или воины, меняющие реальность

Перегляди: 509

Народ может выстоять, если у него есть 1,5–2% людей, которые готовы при необходимости пойти на войну

Весной 2015 года Верховная Рада приняла законопроект, официально определивший 14 октября государственным праздником — Днем защитника Украины. В этот день также отмечается большой религиозный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы. Наиболее значимым этот день стал для козаков, которые верили, что святая Покрова охраняет их, а Пресвятую Богородицу считали заступницей и покровительницей православного воинства.

В честь Покровы козаки построили много храмов, некоторые из них сохранились и по сей день. Жемчужинами архитектуры считаются Покровский собор Харькова (возведен в 1689 году) и киевская трехбанная церковь Покровы на Подоле (построена в 1766-м). Неудивительно, что через некоторое время этот праздник получил в Украине еще и второе название — Козацкая Покрова.

О том, почему праздник Покровы Пресвятой Богородицы столь важен для украинского  козачества и кто такие современные  козаки, рассказывает Константин Олейник, директор козацкого поселка «Мамаева Слобода».

— 14 октября нынешнего года отмечается 1105 годовщина, как в Украине празднуют праздник Покровы. Несомненно, козаки были мужественными воинами, но, как любому, им хотелось знать, что есть защитница, которая их оберегает. В Запорожской Сечи было 12 церквей, 8 из которых посвящены именно Покрове пресвятой Богородицы.

Когда казаки возвращались домой после походов с военной добычей (за счет которой они и жили), то делили ее на три части. Первую отдавали на монастыри, храмы, Пресвятую Богородицу, другую часть — на саму крепость, а уже на третью часть «їли і гуляли, гарні мислі мали».

На территории «Мамаевой Слободы» стоит церковь по архетипам точно такая же, как была на Запорожской Сечи во времена Богдана Хмельницкого. Мы ее освятили в 2003-м (228 лет со времени разрушения Запорожской Сечи). Это действительно первая козацкая церковь, построенная по канонам запорожских казаков, считавших, что церковь является материализацией неба на земле.

Козаки к своей одежде и бытовым удобствам относились с определенным сарказмом. А вот храмы, построенные ими, хотя внешне и были скромными (первоначальная украинская архитектура была деревянной, затем стали сооружать каменные церкви), внутри все светились золотом и серебром, висели иконы из Афона (там был скит запорожских козаков под названием «Чорний вир»), Иерусалима, Печерской Лавры. Когда русский царь Александр I в 1801 году прибыл в Киев, то увидел, что церкви в Петербурге, Царском селе уступают богатством киевским, которые опекали козаки.

Христианская православная вера именно в Украине вобрала колоссальный массив духовного сокровища дохристианской эпохи. Козаки были правопреемниками предыдущих поколений, пользовались ведическим знаниями.

В свое время украинцам насаждалась мысль-демотиватор, будто слово «мамай» переводится с татарского как «никто». Есть несколько диалектов татарского языка. Я общался со многими татарами: береговыми, горными, степными, из Крыма — такого слова в татарском языке не существует. Это  староукраинское слово: ма — префикс, означающий великий, майя — реальность. То есть, мамай — великий, который меняет реальность.

Козак Мамай — это самая высокая ипостась воина, который мог, как радар, сканировать территорию. Дело в том, что у козаков было три уровня защиты. Во-первых, они посылали в Крым, Турцию или Польшу лазутчиков под видом купцов, кобзарей, лирников; второй уровень защиты — козацкие заставы с сигнальными башнями, третий — энергетический, когда воин чувствовал всплеск негатива, черную энергетику, которая шла от приближающейся Орды.

Все эти воины, которых называли характерниками, строили церкви. Известный широкой общественности характерник Иван Сирко был основателем межигорского монастыря, вкладывал собственные средства в строительство храмов и не делал из этого пиара.

Козак — это человек, который призван защищать фундаментальные ценности народа, свою землю. Как правило, народ может выстоять, если у него есть 1,5—2% людей, которые готовы в случае необходимости пойти на войну. Последние социологические исследования свидетельствуют, что 75% украинцев не готовы защищать Родину в случае необходимости, но 25% выразили такую готовность. Это большое количество людей.

Как участник АТО, я видел разных людей на поле боя. В составе десантно-штурмовой бригады были и менеджеры, и крестьяне, и вчерашние рабочие, которые вообще не представляли себя козаками. Однако в обстоятельствах войны, когда летят ГРАДы, вокруг кровь и хаос, в них проснулась генетическая память. Эти люди не имели формальных признаков козаков, например, чуба, но вспомнили, что они козацкого рода.

— Распространено ли сегодня козацкое движение, насколько ребята с чубами, в вышиванках являются настоящими козаками? Почему в АТО нет ни одного добровольческого образования именно из казаков?

— Есть такие грибы — ложные опята: сверху опенок, а на самом деле мухомор. Естественно, что в обществе появляется драйв, адреналин, когда есть внешний агрессор, угроза нашим ценностям. Но вот настоящие ли эти козаки?

В 1989 году была общественная идея, которая материализовалась в общественной организации «Народный рух Украины за перестройку». Тогда эта общественная организация смогла так мобилизовать украинцев, что империя пала. Была провозглашена независимость Украины. Затем эти люди начали заниматься собственными проектами, «Народный рух» распался на много партий.

Позже в ВР был принят закон об общественных организациях, согласно которому кто угодно мог основать общественную организацию под что угодно, будь то выборы или рэкет. В Украине  появились около тысячи различных формальных образований, фейковых. Возникла идея возрождения украинского козачества. Начали принимать в козаки, как раньше принимали в пионеры или комсомольцы. Я спрашивал, почему они так делают, где упоминания об этих вещах? Это же какое-то фэнтези. Ведь существуют письменные упоминания о козачестве, например, знаменитого козака Никиты Коржа, который жил во времена Шевченко, и в которых подробно описывается быт на Запорожской Сечи, жизнь и традиции козаков.

Когда пришла война, отсутствие организации, которая объединяла бы настоящих козаков, стало причиной того, что ни одна общественная козацкая организация не присутствовала в АТО. Не хочу ничего плохого сказать, например, о «Спасе» или «Гопаке» — федерациях боевых искусств. Эти организации якобы насчитывают тысячи человек, но только единицы из них пошли на войну. И это была инициатива именно этих людей. Уже потом, когда война длилась более года, начались призывы именно от организаций. Но альпинист, не поднимающийся в горы, не может называться альпинистом; водолаз, который не ныряет, не может называться водолазом, так же и козак, который не защищает свою землю, не может называться козаком.

Конечно, среди нынешних козаков есть много достойных людей, которые прошли через Майдан, войну. Но хватает и просто плейбоев, которые присоединяются к козакам, носят чубы, вышиванки, понимая, что это добавляет им баллов в глазах прекрасной половины.

Кстати, козаки чубы не открывали, они были для Бога. Считалось, что если козак идет на поле боя, то ангелы за чуб вытаскивают его к Божьему престолу, и там уже Всевышний решает, куда кому идти. Чуб совсем не для того, чтобы собой любоваться. К сожалению, многие из чубастых мужчин ничего не сделали для общества, они просто фейсбучные супермены.

Скажем, лет триста назад вы не увидели бы человека, который носит чуб не по праву. Даже шаровары могла носить избранная каста, настоящие рыцари, другие носили просто широкие штаны.

Как преодолеть эту фейковость? Пожалуй, нужна долгая просветительская работа. 5 сентября прошлого года наша пятая десантная рота 80-й бригады, а это около 70 человек, сели на БТРы, крикнули известную речевку о Путине и «Слава Украине», и через полчаса их уже не стало. Эти молодые люди (а в штурмовые подразделения принимали молодых) были настоящими козаками. Они ни секунды не колебались. Знали, что там, на Веселой горе, между Счастьем и Луганском, их ждут российские танки. Танков было очень много. Харьковская же танковая бригада сбежала оттуда, побросав свои боевые машины. Ребята остались один на один с целой Ордой. Об этом надо писать. Снимать фильмы. Эти люди проявили себя достойно, как козаки.

— Вы пошли в АТО добровольцем, какова была ваша мотивация?

— Я козак. Задача любого человека, который считает себя козаком, — защита страны, своей земли. И это не пафосные слова. Это правда. В свое время я служил в ВДВ. И когда пришел в военкомат, думал, что там будет очередь из десантников, мне казалось, что воины-профессионалы должны первыми идти на войну. Но я ошибался. В моем подразделении из 72 человек было всего-навсего четыре голубых берета. Десантники — это не те люди, которые ежегодно купаются в фонтанах, а те, которые пошли защищать свою страну.

Иногда что-то блестит, но не является золотом. Война поставила свою пробу на людях. Нужно воспитывать молодежь. Это должны делать люди, которые прошли через АТО. Сегодня же многие дяди с чубами скачут на лошадях, показывают, какие они герои... Фейковые козаки приходят ко мне на «Мамаеву Слободу», пытаются родниться, но мне даже руку им подать противно. Чему они могут научить нашу молодежь?

Испытание, которое выпало на нашу долю, хотя и страшной ценой, но дает стране шанс избавиться от фейковости в нашей жизни: мы должны научиться анализировать; идя на выборы, не верить голословным обещаниям с билбордов; не нужно в аптеках продавать мел вместо лекарств, вместо бензина — какую-то жидкость; не делать колбасу из туалетной бумаги... Быть козаками не только по формальным признакам, а по сути, как наши ребята, которые пошли защищать свою землю.

Подготовила Оксана ШКЛЯРСКАЯ

По материалам пресс-конференции «Покрова и козачество», состоявшейся в информационно-аналитическом агентстве «Главком»

 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code