Свободный номер. Украинцам предоставят услугу сохранения мобильного номера при смене оператора

Перегляди: 102

Процесс запустят в мае 2019 года, с опозданием почти на 10 лет. Стоит ли ждать ажиотажа, и как операторы будут бороться за клиентов

thumb

«Услуга получила статус нормативной в 2009 году благодаря соответствующим поправками к „Закону о телекоммуникациях“. Тогда на ее реализацию отводили шесть месяцев. Причина таких чудовищных задержек – тяжелейший институциональный кризис украинского государства», – рассказывает историю внедрения услуги Роман Химич, эксперт рынка телекоммуникаций.

По его словам, если бы государство согласилось поручить все работы операторам, как, к примеру, в Армении, Украина получила бы услугу MNP (смена оператора с сохранением номера), еще во времена президентства Виктора Януковича. «Однако хватательные инстинкты державных мужей взяли верх, поэтому, в конце концов, была утверждена нынешняя модель», – продолжает Химич. Речь идет о том, что в систему включается новый административный орган, которому операторы должны платить за перенесённый номер – Украинский центр радиочастот.

«Операторы будут платить администратору за каждый перенос абонентского номера и за доступ к базе данных администратора, но сейчас тарифы еще не утверждены», – поясняет Глеб Щеголь, юрист сектора IT и Телеком Офиса эффективного регулирования (BRDO).

Помимо регуляторных и тарифных вопросов участникам процесса нужно решить ряд технологических вопросов. Как минимум, операторам необходимо подготовить локальные базы абонентов, которые они должны перенести в единую центральную базу.

Майские ожидания

По идее, к 1 мая каждый желающий сможет прийти и поменять оператора, сохранив номер. Но многие ли воспользуются возможностью сменить оператора? «В Украине социология показывает, что этой услугой будет пользоваться около 2 млн абонентов. В масштабах абонентских баз – это небольшой процент», – поясняет Фокусу Щеголь. Кроме того, около 90% абонентов пользуются предоплаченными услугами мобильной связи и, в основной массе, уже имеют несколько сим-карт одновременно.

Согласен с ним и Роман Химич, он говорит, что пример соседних Беларуси, России и Молдовы показывает – на зрелом, устоявшемся рынке каждый год меняют оператора не более 2-3% абонентов. «Показателен случай наших братьев по званию беднейшего государства Европы, молдаван. Несмотря на предельную чувствительность к цене, характерную для людей с минимальным достатком, они очень редко пользуются услугой (MNP – Фокус)», – добавляет эксперт.

Неясным остается вопрос, станет ли дороже для абонентов пользоваться мобильной связью, исходя из запланированной либерализации. Пока понятно одно – заплатить за смену оператора придется абоненту

Что же касается операторов рынка, то их ожидания можно описать как сдержанные. В Vodafone рассматривают изменение правил как возможность привлечь новых клиентов. В Lifecell говорят, что изменение количества абонентов зависит от стратегий поведения всех операторов после внедрения MNP. Оператор считает, что вероятно уменьшение общей абонентской базы на рынке. «Абонентам в меньшей степени понадобится пользоваться связью нескольких операторов одновременно, – поясняют в Lifecell. – Что, в свою очередь, повлияет и на динамику абонентских баз операторов, т.к. появится более цивилизованный способ перехода к другому оператору».

В «Киевстар» согласны с экспертами и не ждут ажиотажного спроса на эту услугу. «Но любой абонент должен иметь право выбора лучшей для себя сети мобильной связи, что к тому же будет стимулировать конкуренцию», – поделились с Фокусом в пресс-службе оператора.

Бизнес есть бизнес

«Абоненты проблемы со связью и выбором оператора закрыли. А вот что будет дальше, после введения услуги, это уже интересно», – не исключает неожиданных поворотов сюжета в этой истории Александр Федиенко, глава Интернет Ассоциации Украины. Эксперт считает, что службы маркетинга тем или иным образом отреагируют на возможность побороться за клиента. «Чаще всего эти шаги будут приводить к необходимости операторов „подтягивать“ техническую составляющую и качество услуг», – подчеркивает Федиенко.

Хуже не станет точно, в этом уверяют все украинские операторы. «Техническая сторона вопроса довольно сложная, но поскольку попытки внедрить MNP в Украине длятся уже не один год, у нас было достаточно времени для решения этих вопросов», – комментируют ситуацию в Lifecell.

Не ясным остается вопрос, станет ли дороже для абонентов пользоваться мобильной связью, исходя из запланированной либерализации. Пока что понятно одно – заплатить за смену оператора придется абоненту. Про изменения тарифов мобильные операторы не говорят, отмечая только, что все будет зависеть от рыночной ситуации.

Сменить оператора можно будет быстро: абонент должен обратиться с письменным заявлением в офис обслуживания оператора-получателя,или дистанционно, заполнив регистрационную форму на сайте оператора (либо подать заявку другим, установленным оператором способом). Оператор-получатель направляет запрос к базовому оператору о возможности предоставления услуги MNP по определенному номеру. Базовый оператор в течение 8 рабочих часов с момента получения запроса должен подтвердить такую возможность или сообщить об основаниях для отказа. Оператор-получатель обязан уведомить абонента о результатах рассмотрения заявки, и в удобное для абонента время подписать с ним договор на предоставление услуг.

Будущее уже здесь

Возможность менять оператора без потери номера – хорошая инициатива, но с ее реализацией опоздали на 10 лет

Для того чтобы удержать абонента, операторам нужно будет учитывать изменения рынка. А сегодня невозможно игнорировать более активное использование Интернета и сервисов, которые работают в нем. СМС используют все реже, ММС – мертвый формат. Борьба разворачивается за каналы предоставления Интернет-соединения.

«Мобильные операторы уже не продают одну услугу – это всегда пакетный сервис, где зашиты звонки, смс и интернет-трафик. Операторы теряются в поиске решений, как не быть просто поставщиком услуг доступа к Интернету», – рассказывает Глеб Щеголь.

Параллельно с этим мобильные операторы работают над увеличением покрытия, выбирая для этого разные варианты. «Провайдеры не сидят на месте и все дальше и дальше тянут свои наземные оптические каналы. Сейчас „оптика“ начинает проникать уже даже в дальние села», – рассказывает Александр Федиенко.

В итоге можно сказать, что возможность менять оператора без потери номера – хорошая инициатива. Правда, с ее реализацией опоздали на 10 лет.

Источник Фокус

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code