Табель о рангах. Какие оценки заслужили министры за год работы Кабмина Яценюка

Перегляди: 453

К годовщине работы Кабмина «камикадзе», называющего себя реформаторским, Фокус составил рейтинг эффективности украинских министров

Год назад, получив добро от Верховной Рады, они вошли в свои кабинеты. От каждого из них ждали радикальных реформ. Но все провели этот год по-разному. Впрочем, есть и общий знаменатель. Если сравнить Кабмин со школьным классом, то вряд ли его можно похвалить за хорошую успеваемость. Реформы продвигаются медленно и избирательно. Вот, пожалуй, главная характеристика работы Кабмина.

Тем не менее, как и в каждом школьном классе, в правительстве были свои отстающие и успевающие. Чтобы дать объективную оценку каждому из министров, мы обратились за комментариями к профильным специалистам. Они поставили членам правительства оценки по 12-балльной шкале, указав на достижения и просчёты в их работе. А мы вычислили средне­арифметическое. Сложилась редкая для средней школы картина: в классе не нашлось ни одного стабильного отличника.Это, пожалуй, логично. Ни одно из министерств на золотую медаль не наработало. Минфин наладил сотрудничество с МВФ, реструктуризировал госдолг и выполнил бюджет. Но провалил коммуникацию с бизнесом по налоговой реформе.

Минэкономразвития сделало революционный шаг, запустив электронные госзакупки. Однако не уделяло достаточно внимания макроэкономическому анализу и, вопреки обещаниям, пока смогло провести лишь точечную дерегуляцию для бизнеса. Минагрополитики смогло удержать на плаву сельское хозяйство, ставшее единственной не упавшей в кризис отраслью экономики вопреки торговым козням России. Но мелкие фермеры до сих пор жалуются на то, что вопросы на уровне села не решаются, а сливки с рынка собирают крупные трейдеры. Мининфраструктуры обратило внимание на коррупционные схемы в своей вотчине. Но мы всё ещё видим ветхие составы Укрзализныци и разбитые дороги.

Многие министры получили от 7 до 9. В переводе на старую систему оценивания — хорошисты

Министерство внутренних дел может похвастать одной из самых громких реформ — созданием новой патрульной полиции. Однако если копнуть глубже и посмотреть на реальную борьбу с криминалом, где основная тяжесть ложится на оперативников и следователей, то подвижек нет. И такая неоднозначная ситуация практически в каждом министерстве. Провести комплексные реформы за год не удались никому.

И это перечислены ещё те, кто, по мнению экспертов, справлялся со своими обязанностями относительно неплохо. В то же время есть многочисленная группа троечников (с оценкой от 4 до 6): Мининформполитики, Минтоп­энерго, Минкультуры и другие. Отдельные эксперты и вовсе ставили им двойки, отмечая, что за год они совсем ничего не сделали. И щадящую оценку эти министерства получили лишь потому, что как-то гасили возникающие пожары в авральном порядке.

Следующий год, по утверждению правительства, станет началом экономического возрождения. После двух тяжёлых лет спада обещают 2% роста экономики в 2016 году, а затем настоящий ренессанс в последующие несколько лет. К примеру, $40 млрд иностранных инвестиций до 2020 года, двукратное улучшение показателя внутреннего валового продукта на душу населения — до $16 тыс. В общем, амбициозные цели для класса без отличников.

Хотя, казалось бы, общие оценки не так уж плохи. Ведь многие министры получили от 7 до 9. В переводе на старую систему оценивания — хорошисты. Вроде как есть шанс поправить дела. Но страна, вновь и вновь пытающаяся свергнуть старые феодальные порядки и находящаяся в состоянии предательской войны со своим соседом, заслуживает куда большего здесь и сейчас. Не просто середнячков, следящих за штатным расписанием и ставящим галочки за проведение форумов и разработкустратегий. А своего Шарля де Голля, Уинстона Черчилля и Ли Куан Ю. Ими нужно стать.

Средняя экспертная оценка правительства
и одновременно оценка премьер-министра



А рсений Яценюк

Премьер-министр

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации

— В 2014-м инвесторы возлагали большие надежды на амбициозный состав правительства, сейчас оптимизм сменился реалистичным представлением о работе Кабмина. Из позитива  — прогресс в сфере дерегуляции в Мининфраструктуры. Это особенно ощутимо в портах, где упразднён чрезмерный контроль, упрощены процедуры оформления судов. Также есть активность Минагрополитики: сокращены сроки оформления карантинного и фитосанитарного сертификатов, отменена малоэффективная разрешительная документация. Две коррупционные схемы ликвидировало Минэкологии — монополию ГП «Укрэкоресурсы» и «проверку» товаров, которые априори не содержали озоноразрушающих веществ. Улучшения заметил и фармбизнес — в частности, введена бессрочная регистрация лекарств. Есть прогресс в попытках гармонизации правил соответствия качества наших товаров с директивами ЕС — бытовые электроприборы уже маркируем, как в ЕС. Но бизнес и инвесторов не устраивают темпы реформ. Эта проблема, которая обогнала по важности даже вопрос борьбы с коррупцией. Недавно мы спросили директоров компаний нашей ассоциации о том, кто несёт ответственность за затягивание реформ. Большинство считает, что премьер.
Юрий Ехануров, экс-премьер-министр Украины (2005–2006 гг.)

— Работа Кабмина стартовала плохо, хотя со временем министры разобрались, что за страна им досталась в управление. Не могу назвать их деятельность эффективной. В свою же программу они не заглядывают, работают реактивно. Главная проблема правительства — отсутствие организаторских способностей: до сих пор не создан аппарат госслужащих, которые могут выполнять поставленные политиками задачи. Что касается достижений, то могу назвать нормальное решение газовой проблемы.
Александр Пасхавер, экономист

— Вижу два главных достижения. Не знаю, как насчёт всей войны, но бой мы точно выиграли. Это первое. Второе —стабилизировали падение экономики. Её рост может стать реальностью. Есть только один большой негатив — реформы осуществляются медленнее, чем это нужно для потребностей революции. Хотелось бы, чтобы премьер вёл себя решительнее не в высказываниях, а в подписанных решениях.



Айварас Абромавичус

Министр экономического развития и торговли

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

— Сильные стороны Абромавичуса — готовность к реформам как во вверенных сферах, так и в министерстве, а также решимость вступать в конфликт с группами интересов. Он понимает важность коммуникации. Ему удалось сформировать группы поддержки ключевых новаций в министерстве, правительстве, Администрации президента, Верховной Раде и среди общественных активистов. Абромавичус изменил кадровый состав и провёл внутреннюю реформу Минэкономразвития, усилив внешнеторговый блок и не допустив коррупции в ведомстве. К его основным достижениям отношу запуск электронной системы госзакупок, успешные инициативы по дерегуляции, ликвидацию Укрэкоресурсов и усиление системы управления госпредприятиями. Но отсутствует чёткое видение, как определённое действие или бездействие влияет на макроэкономические показатели. Минэкономразвития не занимало активной позиции в налоговой реформе. Дерегуляция проходит недостаточно быстро. Радикальных улучшений условий для инвестиций и экспорта тоже нет.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина»

— В числе достижений: запуск онлайн-системы электронных госзакупок Prozorro; попытки навести порядок в госпредприятиях; оптимизация Минэкономразвития; усилия в проведении дерегуляции. Я бы воздержался сейчас говорить о провалах Айвараса Абромавичуса и его ведомства, поскольку более эффективных министров не видно даже на горизонте.
Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ»

— Сразу в нескольких направлениях Айварас Абромавичус смог поставить правильных людей, которым действительно удалось многое сделать. В частности, были запущены пилотные проекты, такие как Prozorro, приняты важные законодательные изменения в сфере дерегуляции. Но есть задачи, которые остаются невыполненными. В частности, не заработала так называемая «регуляторная гильотина», о которой много говорили год назад. Нужно было отменить все избыточные регуляции, не доказавшие за год свою необходимость. А в направлении приватизации вообще произошёл полный провал. Все серьёзные объекты так и остались в госсобственности. Хотя здесь вина в большей мере ложится на депутатов, не выполнивших план коалиционного соглашения.



Сергей Квит

Министр образования
и науки

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Егор Стадный, исполнительный директор Аналитического центра CEDOS

— В активе министра, невзирая на войну, две успешные вступительные кампании. Система поступления в вузы стала прозрачнее и эффективнее. Ещё одна заслуга МОН — эвакуация с оккупированной территории 18 университетов и 10 академических институтов. В числе неудач — попытка запуска Агентства по обеспечению качества образования, в которое из-за недостатков принятого закона избрали людей, по локоть погрязших в коррупционных скандалах. Также не был создан открытый реестр вузов, который помог бы всем желающим оценивать ситуацию в университетах страны.
Елена Заплотинская, проектный менеджер Национального совета реформ

— Реформаторские усилия министерства пока сосредоточены на высшем образовании. Благодаря этому в течение последнего года созданы хорошие предпосылки для университетской автономии. Для быстрых изменений была почва: над проектом Закона «О высшем образовании», принятого в прошлом году, работали несколько лет. Продуктивно, но пока на уровне законопроекта продвигается реформирование профобразования. Сложнее со школьной реформой. Ожидание рамочного закона — основная причина торможения перемен в этом секторе.
Игорь Калита, совладелец портала osvita.org.ua

— Реформировались система внешнего независимого оценивания, система издания и закупки украинских учебников. Кроме того, в ведущих университетах были уволены ректоры, замеченные в коррупции. Но украинская система образования всё ещё не соответствует европейским стандартам. В вузах не уделяется должное внимание овладению практическими навыками, а учебный процесс сильно забюрократизирован.



Наталья
Яресько

Министр финансов

Средняя оценка

8

из 12 баллов

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

— Благодаря её усилиям в течение года велась сбалансированная бюджетная политика, страна жила «по средствам». Это позволило сохранить макроэкономическую стабильность. При этом кадровый состав Минфина успешно обновился на втором уровне управления, была сформирована хорошая команда заместителей министра. С другой стороны, к минусам можно отнести фокусировку в определённый отрезок времени только на одной стратегической задаче, например, реструктуризации госдолга или налоговой реформе. Слабое место Минфина — недостаточное внимание к коммуникациям. В этой сфере Минфин и сейчас заметно отстаёт от Минэкономразвития.
Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ»

— Достигнутая в марте 2015 года договорённость с МВФ о новой программе расширенного финансирования — 80% достижений Натальи Яресько в Минфине. Следующеедостижение — подписание соглашения с кредиторами о реструктуризации госдолга. Хотя к механизму есть замечания — он переводит значительную часть долга Украины на период после 2021 года, но непрогнозируемо увеличивает его объём. В бюджетной, налоговой и таможенной политике есть провалы. В правительстве щеголяют превышением запланированных поступлений в бюджет и значительными остатками на счету казначейства. Но эти средства изъяты у бизнеса, который умирает из-за неправильной налоговой политики. Не последней причиной его падения является вымывание оборотных средств через переплату налога на прибыль, дополнительные импортные пошлины и т. д. Работа по изменению Налогового кодекса провалена.
Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины

— Яресько готова идти на непопулярные, но нужные меры, её не страшит критика, она готова к диалогу. К примеру, недавно Минфин согласился подать в Раду подготовленный нами законопроект по реструктуризации ипотечных кредитов в валюте на приобретение единственного жилья. Понимая ситуацию, Минфин не побоялся «кредитных майданов» и принял удар на себя. Благодаря Яресько и её ведомству Украина не объявила дефолт и реструктуризировала государственный и гарантированный долг. Преуспел Минфин и в привлечении финансирования. Но скорость проводимых Минфином реформ оставляет желать лучшего. Общее финансовое положение граждан ухудшается быстрее, чем они успевают почувствовать положительное влияние правительственных решений.



Алексей Павленко

Министр аграрной политики и продовольствия

Средняя оценка

8

из 12 баллов

Иван Томич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины

— Из достижений команды Алексея Павленко отмечу дерегуляцию зернового рынка. Отменены карантинный и фитосанитарный сертификаты для внутренних перевозок зерна, сокращены сроки выдачи этих документов с пяти до одного дня для экспортных операций. Впрочем, эти действия регулятора выгодны преимущественно крупным агрохолдингам, позицию которых заметно лоббируют в Минагрополитики. Однако не уделяется внимание развитию фермерства и социальным вопросам села. Не говоря уже о дотациях фермерам. Сложная ситуация с поддержкой малых и средних предприятий животноводства, наиболее пострадавших от закрытия российского рынка.  Программы по улучшению качества их продукции (к примеру, оснащение ферм доильными аппаратами и молокопроводами. — Фокус) пока реализуются лишь в партнёрстве с частным бизнесом.
Тарас Качка, бизнес-омбудсмен при Государственной фискальной службе

— Верховная Рада приняла за основу законопроект, который отменяет 22 разрешительные процедуры в АПК. Во многом принятие этого документа стало возможным благодаря активности министра. Павленко привлёк доноров для разработки стратегии развития села. К примеру, в ней чётко прописаны меры для стимулирования создания сельхозкооперативов, что существенно повысит конкурентоспособность фермерской продукции. Но её реализация ограничивается декларациями министерства. Пока не решены вопросы с обеспечением безопасности пищевой продукции. У нас принят закон, гармонизирующий контроль за качеством продукции животноводства с нормативами ЕС, но по вине Минагрополитики он не работает.
Сергей Стоянов, член президиума Украинской аграрной конфедерации

— В условиях резкого падения поставок продовольствия в Россию внешнеэкономические потоки удалось переориентировать, в том числе благодаря министерству. Таким образом, украинский АПК уже не зависит от российского рынка. И в целом АПК стабилен, в отличие от других отраслей.  В системе АПК сегодня нет значительных коррупционных проявлений на «низах», с которыми раньше обычно сталкивались бизнесы. Раскрываются коррупционные схемы на госпредприятиях отрасли. Выполняется курс на приватизацию госпредприятий АПК. Минус Павленко в том, что ему пока не удалось убедить правительство в необходимости сохранить господдержку АПК через спецрежим по НДС, который пытаются отменить.



Павел Розенко

Министр социальной политики

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований Case Ukraine

— Среди моих ожиданий от Минсоцполитики было внедрение системы means testing — проверки доходов граждан перед тем, как они получают помощь от государства. Так можно было бы отсечь тех, у кого есть другие доходы кроме госсредств. Но на это нет политической воли. Касательно пенсионной реформы, подразумевающей накопительную систему, — я не представляю, как её можно внедрить сейчас. Если оставить существующие соцобязательства и перейти на накопительную систему, образуется дырка в бюджете в более чем 100 млрд грн в год. Таких денег у нас нет, поэтому возможности что-то менять тоже нет.
Марианна Онуфрик, эксперт по вопросам социальной политики Института социально-экономических исследований

— Минисоцполитики сделало всё, что на уровне нормативно-правовых актов запланировано в программе Кабмина и коалиционном соглашении. Законопроекты, включая те, которые касаются социальных услуг и пенсионной реформы, находятся в парламенте. Но последний больше полугода блокирует профильный комитет — идёт политическая борьба.Социальные выплаты делаются своевременно. Можно критиковать тему субсидий, но система их начисления прогрессивная: нужно подавать гораздо меньше документов. И главное — эта система работает. Единственный минус — политика по отношению к переселенцам. Нет общего представления о том, что с ними делать.
Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования, эксперт общественной платформы «Реанимационный пакет реформ» по вопросам пенсионной реформы

— Наша организация с некоторыми оговорками поддерживает пенсионную реформу, которую предлагает Минсоцполитики, но внедрить её не даёт парламент. Хотелось бы, чтобы Минсоцполитики запустило проект верификации, то есть составления электронных списков по всем соцвыплатам, которые оно проводит. Необходимо проверить, кто находится в этих списках. Аналогичные проверки в Греции и Грузии показали, что до 30% людей получают эти выплаты неправомерно. Нужно провести means testing и сделать так, чтобы выплаты от государства получали только те, кто действительно нуждается в средствах. В части пенсионной реформы верификация начата, но её темпы надо ускорить. Сейчас «бумажные» дела пенсионеров переводят в электронную форму лишь в нескольких областях.



Арсен Аваков

Министр внутренних дел

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Виктор Чумак, замглавы Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

— К Авакову как к министру претензий немного. С его подачи сделано то, за что 15 лет боролись все: принят Закон «О национальной полиции», разделяющий политическую и административную деятельность этого правоохранительного органа. Создан патруль. Конечно, это не главная составляющая полиции, но её визитная карточка, которая создаёт впечатление о работе в целом. Глава Нацполиции Хатия Деканоидзе — хороший пример правильного назначения. Человек за неделю разобрался и сказал: у нас есть 100 дней, чтобы сделать это и это. Без доброй воли главы МВД ничего не сделала бы и его зам Эка Згуладзе. Так что плюс Авакову за то, что он не препятствовал менеджерским талантам. Теперь главное — создать действенную криминальную полицию.
Александр Банчук, эксперт по вопросам реформы органов правопорядка Реанимационного пакета реформ

— Самое ощутимое изменение в МВД — создание патрульной полиции. В других сферах если не провалы, то близкая к этому ситуация. МВД слишком увлеклось патрульными, тогда каккриминальным блоком никто не занимался. С другой стороны, новый Закон «О национальной полиции» наконец отделил политику от реальной полицейской деятельности. В нём также выписан порядок применения спецсредств, чего раньше не было, и правила идентификации полицейских. К тому же определён статус полицейских, что гарантирует им защиту от произвольных увольнений и даёт возможность сопротивляться незаконным приказам руководства. В любом случае нельзя сказать, что Арсен Аваков не хочет реформ.
Николай Хавронюк, член правления Центра политико-правовых реформ, эксперт по вопросам уголовного права и проблем коррупции

— Аваков много делает для реформирования МВД, но он сосредоточен на том, что приносит ему личные дивиденды. Создание патрульной службы, новый Закон «О национальной полиции» — реформы, которых не отнять. Но нельзя забывать, что патрульная служба не решает проблему борьбы с преступностью, где основная тяжесть ложится на оперативников, розыскников, следователей. Боюсь, если будем реформировать лишь то, что красиво выглядит на картинке, расследовать преступления будет некому. Министр должен понимать, что если он взялся проводить реформы, то их нужно делать незамедлительно. Глубинных реформ я пока не вижу.



Андрей Пивоварский

Министр инфраструктуры

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Сергей Вовк, глава Центра транспортных стратегий

— Среди главных достижений министра — дерегуляция и упрощение контрольных процедур в портах, утверждение финплана Администрации морских портов на 2016 год, отсутствие коррупционных скандалов с закупками для Укрзализныци. Но из-за общей ситуации в экономике и отсутствия внутренних инвестиций в основные фонды ситуация в отрасли ухудшилась. В министерстве не нашли возможностей стимулировать экспорт путём оптимизации логистики по ключевым направлениям грузопотоков через УЗ и порты. Быстрой приватизации и концессии активов стивидорных компаний тоже не получилось. Дополнительный негатив — отсутствие результатов по конкурсному назначению руководителей госпредприятий отрасли и, как следствие, — непрозрачный характер ротаций.
Александр Кава, независимый транспортный эксперт

— Не начато обновление и даже ремонт парка вагонов и локомотивов на железной дороге.
В сфере автомобильных дорог не решены вопросы габаритно-весового контроля грузовых автомобилей, создания специализированного дорожного фонда, обеспечения новых источников финансирования строительства и реконструкции дорог. За год в стране так и не появилось ни километра новых бетонных дорог. Министр также не обеспечил подписание договора о едином авиационном пространстве с ЕС и допустил принятие дискриминационных правил назначения авиакомпаний на воздушные линии. Кроме того, не снято ограничение, касающееся новых меж­областных автобусных маршрутов.
Андрей Гук, партнёр юридической компании «Анте», эксперт по транспортному праву

— Министерство стало публичным в процессах принятия решений и раскрывает существующие в отрасли коррупционные схемы. К успехам отнесу развитие электронного документооборота, значительное привлечение бизнеса и экспертного сообщества к работе министерства, внедрение конкурсных процедур, концепций развития аэропорта Борисполь, Укрпочты, Укрзализныци, участие в разрешении конфликтов в авиационной отрасли, разработку схем прозрачного и эффективного финансирования дорог. Нокадровые изменения идут очень тяжело из-за сложностей с привлечением профессионалов. Кроме того, если решения об изменениях в нормативном регулировании принимаются демократически, то в способах их реализации министерством прослеживается стремление к диктатуре.



Александр Квиташвили

Министр здравоохранения

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Михаил Радуцкий, основатель частной клиники «Борис», замглавы Киевской городской государственной администрации

— Полностью поддерживаю медицинскую реформу, которую предлагает Минздрав. Но, к сожалению, наша политическая система, квотность и популизм мешают воплотить её в жизнь. Если заработает всё то, что хочет сделать Минздрав, — реестр инсулинозависимых людей, реимбурсация вместо тендеров на инсулин и всё остальное, — это станет победой. Передача закупок лекарств международным организациям — полушаг в борьбе с коррупцией. Очень надеюсь, что Квиташвили не уволят. Коренному украинцу на его должности работать в два раза сложнее: проблема в нашей ментальности — начнутся звонки, просьбы, кардинальным решениям будет мешать дружба, родство, связи.
Зоряна Черненко, главный эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам медицинской реформы

— 15 лет мы обсуждаем разные концепции медицинской реформы, и безусловный плюс Квиташвили в том, что он наконец-то перенёс эти обсуждения в конкретный документ.Все предыдущие министры пытались этого избежать, ища компромиссы. То, что сейчас предлагает министерство — автономизацию медучреждений, — станет успешным залогом последующих реформ. Есть вопрос, почему так много работы по госзакупкам остаётся в руках министерства, когда у него достаточно других тем, которыми нужно заниматься: фармполитика, качество кадров, вопросы медицинских услуг.
Константин Руденко, заместитель главврача Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова

— Ведомство увеличило прозрачность госзакупок и снизило уровень коррупции через сотрудничество с независимыми международными организациями. Ещё один важный момент — привлечение общественности к принятию принципиальных решений, значительная поддержка министерством инициатив медассоциаций. Однако есть взаимное недопонимание министерства и профильного комитета ВР, из-за чего не удаётся имплементировать новые законодательные инициативы Минздрава. Также изменение порядка госзакупок стало причиной задержки поставок расходных материалов и лекарств в регионы Украины. Как главный кардиохирург я объехал всю страну, и сейчас медики разных отраслей просят, чтобы эти поставки ускорили.



Геннадий Зубко

Вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства
и жилищно-коммунального хозяйства

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Юрий Ганущак, эксперт Реанимационного пакета реформ 

— В направлении регионального развития у министерства уже есть неплохие подвижки. В частности, наконец-то начал работать Государственный фонд регионального развития, и даже на местах уже начинают понимать, что это серьёзная инициатива, а не очередная кормушка. Во многом успехи министерства объясняются тем, что почва для реформы административно-территориального управления готовилась на протяжении шести лет. Поэтому, как только открылось окно возможностей, нашлись чиновники, готовые эту реформу внедрять, и процесс пошёл. В то же время в градостроительном направлении в министерстве нет особого прогресса и продолжается стагнация.
Александр Сергиенко, директор аналитическо-исследовательского центра «Інститут міста»

— Если рассматривать отдельно политику Минрегионстроя в направлении децентрализации, подконтрольное Геннадию Зубко ведомство могло бы рассчитывать на высокую оценку. Несмотря на то, что времени до местных выборов было мало, в некоторых направлениях были осуществлены большие прорывы. Например, в Хмельницкой области значительное количество бывших сельсоветов объединились в так называемые объединения территориальных громад. На этом полигоне можно отработать механизм создания действенных местных громад, что и является главной задачей децентрализации. Однако я крайне недоволен деятельностью министерства по нормативному регулированию ЖКХ. Когда закончился отопительный сезон и тарифы повысились, эксперты в один голос говорили о необходимости нормативным актом правительства обязать поставщиков тепла обеспечить многоквартирные дома счётчиками. Минрегион этого не сделал. То есть рационального использования природных ресурсов не предвидится.
Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ

— Я считаю глубоко ошибочным продолжение эксперимента, который заключается в объединении портфелей вице-премьера и главы министерства. Подобная практика передаётся по наследству от предыдущих правительств и приводит к тому, что деятельность чиновника становится широкопрофильной и низкорезультативной. Смена нескольких команд в Минрегионстрое привела к образованию полного хаоса в тарифных вопросах, отсутствию какой-либо концепции развития. Ведомство не обеспечивает нормативно-правовое сопровождение и разработку программы реформ.



Игорь Жданов

Министр молодёжи
и спорта

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Георгий Копылов, исполнительный директор ассоциации «Спортивная индустрия Украины»

— Несмотря на войну, все соревнования идут согласно календарному плану, украинские спортсмены завоёвывают медали, становятся чемпионами. Но для развития детского массового спорта делается очень мало. Спортивная инфраструктура Украины не развивается. Если строятся дороги, жильё, детские сады, то почему не строятся футбольные поля и спортплощадки? Предприятия спортиндустрии не чувствуют поддержки государства. А ведь у нас есть уникальные разработки, которые ни в чём не уступают лучшим мировым аналогам.
Илья Шевляк, президент общественной организации «Спортивный комитет Украины», развивающей неолимпийские виды спорта

— В активе министра открытость и готовность прислушиваться к проблемам спортивных федераций. После наших обращений увеличили премии для спортсменов, участвовавших в Европейских играх в Баку. Но этого недостаточно, чтобы остановить отток хороших спортсменов за границу. Пока остаётся открытым вопрос принятия закона о меценатстве, призванного обеспечить эффективное развитие спорта за небюджетные средства. До сих пор не утверждена и Госсоцпрограмма развития физической культуры и спорта.
Владимир Продивус, президент Федерации бокса Украины

— Для развития спорта существующего финансирования недостаточно. В нынешнем году оно сократилось примерно в полтора раза по сравнению с прошлым. Спорт держится на энтузиазме федераций, которые вынуждены искать спонсоровдля организации сборов, покупки инвентаря, оплаты поездок на соревнования. Чтобы повысить финансирование, необязательно выделять средства из бюджета. Можно, к примеру, принять закон, по которому 50% прибыли от проведения спортивных лотерей уходило бы на развитие спорта. Но на это нет политической воли.



Степан Полторак

Министр обороны

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, народный депутат, член парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности

— Позитив налицо: сегодняшняя армия не идёт ни в какое сравнение с той, которая была полтора года назад. Вырос уровень боеготовности, боевой подготовки, уровень оснащения техникой и вооружением. С другой стороны, не решены главные проблемы. Во-первых, советскими остаются алгоритмы принятия решений и их реализация. Во-вторых,мало сделано для борьбы с коррупцией в армии, которая остаётся закрытой для общества. Секретность часто используется в коррупционных целях. И хотя в этом плане есть подвижки, в целом прозрачность армии далека от идеала.
Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова

— Большинство планов по реформам, в том числе и те, о которых говорилось в коалиционном соглашении, не выполнены. Это следствие того, что на ранних этапах не был проведён комплексный обзор сектора безопасности, из-за чегоне сформированы ни концепция его развития, ни стратегия решения краткосрочных и тем более долгосрочных задач. Так что реформы в Минобороны идут по принципу «кто что может предложить, но главное — не навредить». В итоге делается то, что можно сделать, а не то, в чём действительно нуждается оборонное ведомство.
Валерий Садовский, эксперт по вопросам национальной безопасности и обороны Реанимационного пакета реформ

— Под руководством Полторака Минобороны обеспечило всем необходимым военные части в зоне АТО, использовав при этом относительно прозрачную систему электронных закупок.Улучшилось взаимодействие с НАТО. Учения, которые раньше проводились на штабных картах, сейчас проводятся в полном объёме на полигонах. Но стратегические вопросы не решаются. До сих пор не завершены ни концепция реформирования сектора безопасности, ни морская доктрина. Не подготовлена законодательная база для реформ. Как следствие — украинские войска базируются не там, где наиболее вероятно нападение врага. Многие отрасли, к примеру, противовоздушная оборона, остаются без внимания. А ведь нас пока не бомбят! Жаль, что решения МО привязаны к проблемам сегодняшнего дня и не нацелены на день завтрашний.



Павел Климкин

Министр иностранных дел

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Богдан Яременко, глава правления фонда «Майдан иностранных дел»

— МИД, по сути, является подразделением Администрации президента. Климкин несамостоятелен ни во внешней политике, ни в кадровых перестановках внутри министерства, ни в проведении реформ. Желания проводить эти реформы я не увидел. Во внешней политике МИД поддерживает существующие отношения, но нет никаких разработок, например, по балто-черноморскому сотрудничеству. Ведомство неспособно оперативно решать проблемы с партнёрами, с той же Польшей, не использует новых возможностей, к примеру, не наладило диалог с Румынией, которого та очень добивается. Дипломатия не поняла логику войны, и отношения с РФ развиваются, несмотря на фактический конфликт между нами. За последнее время можно вспомнить один пример оперативной реакции МИДа — на теракты во Франции.
Александр Сушко, директор Института евроатлантического сотрудничества

— Любой глава МИДа будет в тени внешнеполитической деятельности президента. Климкин — менеджер дипломатии, а не лидер политики. И как у менеджера дипломатии особых достижений нет. Посольствам пришлось максимально сокращать свои расходы, следовательно, снизилась их эффективность. Но и в этих условиях можно было провести реформу, а воли не хватило. Из-за этого за последний год уволились многие яркие дипломаты. При этом в некоторых посольствах остались люди старой формации, которые неспособны переигрывать российских коллег.
Владимир Василенко, посол Украины в странах Бенилюкса (1992–1998 гг.) и в Великобритании (1998–2002 гг.)

— Украина стала одним из непостоянных членов Совбеза ООН— это большая победа и свидетельство того, что мир поддерживает нас в противостоянии с Россией. Но наш МИД не придерживается последовательной политики в отношении РФ. Плюс отсутствие гласности: ноты с объяснением нашей позиции, отправляемые в Москву, нигде не публикуются. До сих пор не определились с санкциями против РФ, в том числе по двухсторонним действующим договорам. В первую очередь речь идёт о «большом договоре», по которому РФ до сих пор является нашим стратегическим партнёром. Не сформирована консолидированная претензия к России, где были бы зафиксированы доказательства, подтверждающие сам факт агрессии, и не подсчитан объём нанесённого ущерба. Не совсем решительна позиция, касающаяся нашего членства в НАТО. Хотя определённую ответственность за эти и другие недочёты должен нести президент.



Павел Петренко

Министр юстиции

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ

— Я критично оцениваю деятельность Минюста, в частности, ликвидацию Регистрационной службы и включение её в аппарат министерства. Такой шаг расширяет возможности для коррупции.  Минюст долго сопротивлялся децентрализации админуслуг. Потом они уступили, но сама реформа не проведена.  Минюст только сейчас занялся судебной реформой, но не комплексно, а с акцентом на увольнение всех судей. Ведомство отвечает за люстрацию, которую, на мой взгляд, должно курировать Нацагентство по вопросам госслужбы. Позитивный результат работы министерства — создание онлайн-сервисов, центров безоплатной правовой помощи, а также обжалование в суде деятельности партий с коммунистической идеологией.
Джамбул Эбаноидзе,  эксперт Международного центра реформ

— Грузинская группа экспертов больше года работала с Минюстом в качестве консультантов. Вместе разработали концепцию реформирования ведомства, которую можно было реализовать за год. Но, к сожалению, Минюст взял лишь некоторые фрагменты этой концепции — те, которые создают красивый фасад, показывающий, что они занимаются реформами. Да, они сделали электронные выписки из реестров.Но в то же время в сфере регистрации процветает коррупция.
Юлиан Хорунжий, партнёр юридической фирмы «Арио Кэпитал Групп»

— Есть вопросы к министерству по прозрачности работы регистрационной сферы, но с учётом обещаний Петренко передать эти функции банкам и нотариусам проблема должна решиться. Мы являемся участниками рабочей группы по реформированию Исполнительной службы. Надеемся, в ближайшее время Верховная Рада примет необходимые законы, и в следующем году мы увидим новую ГИС. Исполнительная службы стала департаментом Минюста, но это не изменило качество её работы. У министерства есть пилотный проект по трём областям, где исполнители получают процент от выполненных решений. Я противник коммерциализации госслужбы, но когда человек работает за 2 тыс. грн, странно говорить, что там нет коррупции. Негативное впечатление от ситуации в сфере банкротства. Те шаги, которые предлагает Минюст, ещё больше загоняют эту процедуру в тень и делают её непрозрачной. Позитивный момент — открытие реестров.



Владимир Демчишин

Министр энергетики
и угольной промышленности

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «НОМОС»

— Из позитива можно отметить разрыв соглашения с РФ по достройке двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. Но при этом Владимир Демчишин заключил контракт на импорт электроэнергии из РФ и её поставки в Крым, создающийдополнительную энергозависимость от страны-агрессора. А сотрудничество с компанией Westinghouse по расширению применения её топлива на АЭС Украины вместо российского затормозилось. Ничего не сделано по воссозданию Черноморнафтогаза и разработке добычных активов на шельфе Чёрного моря, контролируемого Украиной. Не созданы стратегические резервы нефти и нефтепродуктов. Не восстановлено функционирование нефтеперерабатывающих мощностей в Одессе, Дрогобыче, Надвирной. Не преодолены доминирующие позиции ДТЭК (энергохолдинга Рината Ахметова. — Фокус) в тепловой генерации, из-за чего сохраняется угроза шантажа государства частной компанией на температурном экстремуме зимой.
Василий Котко, глава Энергетической ассоциации Украины

— Министерству удалось накопить к зиме запасы газа и угля,несмотря на все сложности. Неоспоримый плюс — отмена перекрёстного субсидирования по электроэнергии бытовых потребителей промышленностью. Этот шаг очень важен для формирования прозрачного энергорынка. Но минусов объективно больше. Не решается проблема модернизации энергосистем. Большая проблема — высокие потери электроэнергии в сетях, до 11%. Если мы снизим потери до 6%, как в ЕС, сэкономим несколько миллиардов долларов в год.  Для этого нужны экономические стимулы для монополистов снижать потери — стимулирующее тарифообразование.
Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ «Психея», профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины

— Министерство фактически не участвует в разработке регуляторной политики. Этим занимаются президент, премьер, СНБО. В итоге решения зачастую противоречивы. Сначала чиновники говорят о том, что Украина может обойтись без российского газа, потом заключается контракт с Газпромом. То же самое происходит в поставках электроэнергии из РФ. Работа по предотвращению кризисных явлений в будущем не ведётся. Яркий пример: поставками угля для Центрэнерго Демчишин озаботился лишь тогда, когда на станциях закончилось топливо и появился риск «сесть на ноль».  Нечто подобное происходило и при принятии подзаконных актов, необходимых для работы либерализированного рынка газа. Пакет документов Минэнерго опубликовало за 6 часов до вступления в силу Закона «О рынке газа».



Вячеслав Кириленко

Вице-премьер-министр — министр культуры

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Александр Красовицкий, гендиректор издательства «Фолио»

— Среди достижений Кириленко — прозрачная система госзакупок книг для библиотек. Правда, на 9 млн грн много не купишь. Подписан договор об участии Украины в программе ЕС «Креативная Европа». Дан толчок лицензированию ввоза книг в страну, заблокированный позднее Минэкономики. Началась дискуссия о библиотечной реформе. Надеюсь, в этом году стартует и сама реформа. В то же время не получилось доказать Минфину и ВР необходимость смены подходов к финансированию культуры, создать дорожную карту реформ в отрасли и централизованную систему помощи субъектам культурной сферы в получении зарубежных грантов.
Александр Ройтбурд, украинский художник

— Вместо того чтобы создавать в Украине культуру того образца, который успешно работает в цивилизованном мире, Кириленко действует в противоположном направлении. Его последние решения показывают, что это не случайность и не оплошность. Отставка Ивана Козленко с поста директора Центра Довженко — свидетельство того, что реформы, успешное взаимодействие в рамках нынешней системы Минкульта невозможны.
Владислав Троицкий, режиссёр, продюсер, драматург, актёр

— Остался постсоветский принцип структуры, она мертва изначально. Чтобы что-то сделать, нужны решительные шаги. Кириленко не из таких. Он, наверное, нормальный менеджер, но не для системы, которая не желает никаких изменений. Там единственная хотелка — дайте больше денег. А если начать что-то менять, против тебя поднимутся полчища людей, от вахтёров до актёров, и начнут нести бред про «удушение новых талантов».  Для изменений нужна воля, а у нас то выборы, то ещё что-то, день прожили — и другой проживём, так ничего за год и не поменялось.



Юрий Стець

Министр информационной политики

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Оксана Романюк, исполнительный директор Института массовой информации

— Позитивных результатов нет, но и негативных тоже. Из конкретных инициатив — запуск иновещания, но его вряд ли стоит проводить в том формате, в котором его осуществили. Какая у него аудитория, 100 человек? А деньги бюджетные тратятся.  «Информационные войска» — полный провал. Они лишь увеличили количество информационного шума.
Сергей Гайдай, политтехнолог

— Этого министерства не должно быть как такового. Там всё неправильно. Для контрпропаганды надо было обратиться к пиар-агентствам, которые работали бы на госзаказе. Это было бы эффективно, а то, что имеем, — непрофессионально. По сути, сейчас Мининформ — частное пиар-агентство власти, которое почему-то финансируется из бюджета.
Наталья Лигачёва, руководитель общественной организации «Телекритика»

— Создание министерства восприняли в штыки многие общественные организации. Через год видно, что особого вреда оно не принесло. Кое-что хорошее сделали. Например, программу прикрепления журналистов к военным частям. Сотрудничает с зарубежными странами, в частности с Польшей, чтобы они давали нам передатчики для телетрансляции в Донбассе.

В целом Мининформ должен заниматься сопровождением деятельности власти. Но давайте вспомним хотя бы операцию по задержанию Корбана. Власть очень слабенько смогла объяснить, зачем её проводили, почему начали с Корбана и т. д.Нельзя сказать, что министерство ничего не делает, но с самопиаром оно справляется лучше, чем с реальными задачами.
Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code