Топливная революция. Власти рассчитывают последствия повышения цен на газ

Перегляди: 271

Первыми решениями правительства Владимира Гройсмана стало повышение цены на газ для населения, а вместе с ним — увеличение цены продажи газа собственной добычи для «Укргаздобычи», и повышение социальных стандартов

Эти решения по-разному повлияют на население, но оба они выгодны Кабмину.

Выравнивание цены на газ поставило точку в затянувшемся выполнении непопулярного требования МВФ.

Украинская сторона сможет использовать это решение в дальнейших переговорах с фондом о получении следующего транша кредита.

Повышение социальных стандартов — пряник, призванный задобрить население и снизить градус напряжения от непопулярного решения.

По такому же пути в свое время пошел, будучи премьером, Арсений Яценюк. Повышая в 2015 году тарифы, он предложил населению бонус в виде субсидий на коммунальные услуги. Тогда это снизило риски массовых протестов.

Не выходя за рамки

Повышение цены на газ повлекло за собой корректировку бюджета. Так, Кабмин  увеличил доходы и расходы сметы на 6,7 млрд грн. В итоге доходы казны на 2016 год запланированы в размере 601,8 млрд грн, расходы — 674,5 млрд грн.

На вопрос ЭП о том, насколько изменения согласованы с МВФ, и как они отразятся на дефиците бюджета, Владимир Гройсман сказал: предельный уровень дефицита госбюджета не превысит согласованный с МВФ показатель — 3,7% ВВП. «Бюджет абсолютно сбалансирован», — подчеркнул премьер.

Правительство уменьшило поступления по НДФЛ на 0,4 млрд грн. Это результат отмены с 1 мая налогообложения пенсий.

В данном случае Кабмин сыграл на опережение. В марте Конституционный суд начал рассмотрение дела по представлению 48 народных депутатов относительно законности налогообложения пенсий отдельных категорий граждан.

«Если КС признает налогообложение пенсий незаконным, нам придется возмещать сумму уплаченных налогов c момента их введения. Так мы предотвратили возможный рост расходов», — сообщил ЭП источник в Минфине.

Кабмин увеличил доходы казны от ренты на газ на 3,8 млрд грн, налога на прибыль — на 1,2 млрд грн, НДС — на 2,1 млрд грн. Корректировка доходов произошла в расчете на дополнительные налоговые поступления от УГД.

Дополнительный ресурс решено направить на повышение соцстандартов. В 2016 году планировалось повышать их дважды на 6%: 1 мая и 1 декабря. В среду Кабмин решил отойти от этого плана и с 1 декабря повысил их на 10%.

Размер минимальной зарплаты по сравнению с маем 2016 года вырастет на 10,4% вместо предусмотренных 7%. Расходы госбюджета для Пенсионного фонда — на 577 млн грн до 145,5 млрд грн. Прожиточный минимум изменится так.

1111

Источник: Минфин

Также, по данным источников ЭП, Минфин готовит комплексные поправки в закон о госбюджете по итогам полугодия. На повестке дня — секвестр. Минфин, говорит источник, видит, что в зоне риска — доходы на сумму 40 млрд грн, в том числе по ренте с добычи полезных ископаемых и налогу на прибыль.

Субсидии ждут перемены

Еще одна строка расходов сметы — субсидии для населения. По информации Минрегионстроя, на конец 2015 года субсидии получали 30% семей. В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество получателей субсидий выросло в 2,5 раза. Параллельно увеличиваются и расходы госбюджета.

Похоже, эта тенденция сохранится. Как заявил министр финансов Александр Данылюк, расходы на субсидии в 2016 году планируется увеличить еще на 5,2 млрд грн до 40 млрд грн. Сейчас субсидии получают около 6 млн человек. После повышения тарифов количество реципиентов может увеличиться до 7-7,5 млн.

2222

Источник: Минрегионстрой

В правительстве признают: система субсидий несовершенна. Задержки в расчетах приводят к долгам госбюджета перед коммунальными предприятиями. Кабмин видит необходимость менять правила. Начать планируется с монетизации остатков неиспользованной в отопительный сезон суммы субсидии.

«Минсоцполитики вместе с Минфином отрабатывают эту технологию. Все субсидии монетизировать будет трудно. Много рисков. Первый — ежемесячно нужно будет выделять „живые“ деньги (сейчас взаимозачет по субсидиям происходит автоматически в системе. -ЭП).

Второй — выплату субсидий „живыми“ деньгами будет тяжело администрировать. Третий — нет никаких гарантий уплаты гражданами этих средств по своим счетам», — сообщил в комментарии ЭП вице-премьер Павло Розенко.

А вот монетизация суммы экономии, по его словам, — это, с одной стороны, единовременный платеж в конце сезона, с другой — стимул для экономии.

Как сообщил Розенко, система прорабатывается и может быть применена только в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016—2017 годов.

В качестве последствия от повышении тарифов вице-премьер не исключает риска неуплаты населением коммунальных услуг, но это может произойти «только с началом отопительного сезона».

Коммуникационная кампания по его мнению, должна иметь три составляющие. Первая — четкое обоснование установления единой цены на газ. Вторая — обеспечение субсидиями всех, кто не может самостоятельно «вытянуть» цены. Третья — необходимость принимать меры по энергосбережению.

Пока есть полгода для коммуникаций с обществом. Насколько эта работа будет успешной, настолько и уменьшится риск кризиса неплатежей.

Источник: УП

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code