Трамваи в Украине: итоги 2020 года

Перегляди: 177

Разбираемся, что нового, хорошего или плохого происходило с трамваями в Украине в 2020 году. Как работали производители, в какие города закупались вагоны и и так далее. Оставайтесь с нами!

thumb-item-640x359-f9b0

2020 год стал для трамваев в Украине тяжелым. Производители сильно сократили производство — но и города сократили свои закупки. Пандемия COVID-19 и связанный с ней более чем двухмесячный «простой» предприятий и перевозчиков сыграли свою роль. Также сыграло роль и перенаправление средств муниципальных бюджетов на более важные в данный момент расходы на борьбу с эпидемией.  Но, обо всем по порядку — в видеоблоге.


Производство

По сути, в Украине сейчас есть только два полноценных производителя трамваев. Это «Татра-Юг», которая имеет полный цикл производства на базе цехов завода «Южмаш» и собственного конструкторского бюро, и концерн «Электрон», который, правда, закупает значительную часть ключевых комплектующих за рубежом. Есть еще одно действующее уже несколько лет «кузовное» производство трамваев "Политехносервис" и буквально под конец 2020 года появился новый производитель трамваев — корпорация «Эталон».

«Татра-Юг» в 2020 году подготовила к запуску в серийное производство принципиально новую для себя модель трамвая - К1Т306. Это полностью низкопольный трехсекционный трамвай длиной около 30 метров с современным дизайном. Важно, что данный вагон имеет ходовые тележки собственной разработки и электронную систему управления украинского производства — степень его локализации более 95%. Это сейчас очень важно как для развития украинской экономики в целом, так и для независимости производителя от поставщиков в условиях кризиса, локдаунов и нарушений производственных и логистических цепочек. Именно с такими трамваями «Татра-Юг» участвует в международных тендерах на поставку низкопольных трамваев по кредитам Европейского инвестиционного банка в Киев и Одессу, а также, скорее всего, — и на тендерах в румынский город Крайова и другие. Данная линейка трамваев является модульной и может быть изготовлена в разных вариантах компоновки — двухсекционном, трехсекционном шестиосном, трехсекционном восьмиосным и даже более. Тем не менее, за 2020 год «Татра-Юг» не продала городам Украины ни одного вагона, а из ранее заключенного в 2019 году контракта на 10 частично низкопольных трехсекционных вагонов К1М6 городские власти Киева оплатили только один вагон. Также завершается поставка трамваев «Татра-Юг» в Египет — партии из 15 двухсекционных вагонов для Александрии, где оказались очень довольны качеством и комфортом этих трамваев.

Трамвай «Татра-Юг К1Т306»

Концерну «Электрон» в 2020 году в плане трамваев похвастаться нечем. Основные силы завода были сосредоточены на выполнении контрактов на поставку больших партий автобусов и троллейбусов для Львова. За 2019 и 2020 годы завод не передал заказчику в Киеве ни одного нового трамвая — и за последний заказанный Киевом пятисекционный «Электрон» идут судебные тяжбы. Завод не выполняет в сроки поставку вагона, ссылаясь на срыв поставок ключевых узлов из Европы, а КП «Киевпасстранс» не спешит платить за вагон, которого еще нет. Вот здесь и сказывается зависимость «Электрона» от изготовления ходовых тележек их вагонов в Германии, электронной системы управления в Польше. К тому же, по техническим причинам и в результате повреждений после ДТП из 9 трамваев «Электрон» во Львове исправен только один, а в Киеве из 10 вагонов неисправны два. Новых моделей трамваев в 2020 году «Электрон» не представлял — но участвует в международных тендерах того же Европейского инвестиционного банка на закупки трамваев в Одессу и Киев, а также победил в тендере на 10 трамваев для Львова.

Трамвай «Электрон» в Киеве

Предприятие «Политехносервис» из Киева также производит трамваи, но продает их не как готовые вагоны, а как базовые наборы «комплектующих». По сути, это кузова вагонов типа «Vario LF», разработанных в Чехии для производства новых трамваев и модернизации трамваев «Татра», Технически — это корпус вагона «Татра-Т3», но удлиненный на одну оконную секцию и с низким уровнем пола в средней части со ступеньками внутри салона. Второй вариант — это трехсекционный трамвай типа «Кобра», представляющий из себя два корпуса вагонов «Татра-Т3», соединенных между собой дополнительной третьей навесной секцией с низким уровнем пола. Также «Политехносервис» производит для них электронную систему управления, совместимую по характеристикам с чешской системой «Cegelec», которая является самым дорогим компонентом продаваемого компанией «конструктора». Далее уже различные города проводят окончательную сборку вагонов с теми или иными вариантами дизайна передних и задних масок, оформления салонов и электрооборудования — но на капитально восстановленных старых ходовых тележках по типу «Татра-Т3». Все это оформляется по документам как капитальный ремонт с модернизацией старого вагона.

Салон одесского трамвая «Одиссей»

На базе таких «конструкторов» в 2020 году в Одессе собрали один трехсекционный трамвай «Одиссей-Макс», закупленный в 2019 году. А по проведенному в мае 2020 года тендеру закупили еще один трехсекционный и один односекционный вагон. Сборка упомянутого «Макса» очень затянулась из-за коронавирусного кризиса, а закупку еще четырех односекционных корпусов и вовсе отменили.

Трамвай «Одиссей-Макс»

Еще 4 односекционных трамвая с корпусом от «Политехносервиса» и дизайном в стиле одесского «Одиссея» в 2020 году закупили в Запорожье, но тендер на их закупку объявили еще в конце 2019 года. Три из них уже собрали и запустили на линии, четвертый — «доделывают».

Аналог «Одиссея» в Запорожье, фото — Матвей Соколовский

В 2020 году уже можно говорить о четвертом производителе трамваев в Украине — это корпорация «Эталон», известная всем украинцам как «родина» угловатых одноименных маршруток. Их первый трамвай получил обозначение «TR3100» и визуально очень похож на российский трамвай модели 71-623 Усть-Катавского завода. Он имеет длину около 16 метров, низкий уровень пола в средней части, четыре двери: две широкие в низкопольной части и две узкие в начале и конце вагона. Учитывая расположение конструкторского бюро «Эталона» во Львове и тот факт, что еще с 2011 года именно во Львове находится один из трамваев той самой модели «71-623», который и предназначался в качестве опытного образца для организации лицензионного производства в Украине — то становятся понятны российские корни трамвая от «Эталон» в виде общих габаритов, компоновки и особенностей дизайна. По дизайну, кстати, трамвай «Эталон» выглядит упрощенной версией «71-623» — с прямолинейными очертаниями передней маски.

Трамвай «Эталон»

Трамвай «71-623» — тот самый, который испытывали в Николаеве и привезли во Львов, фото — www.transphoto.org, пользователь fanat22

Технической особенностью трамвая «Эталон» является его адаптация под ходовые тележки «Татры-Т3» — за счет чего уровень пола в «высокой» части салона чуть выше, чем в российском оригинале. Данный трамвай будут предлагать украинским заказчикам как в виде полностью готового нового вагона, так и в виде корпуса вагона без тележек для последующей модернизации. Кстати, в первом трамвае этой модели ходовые тележки не новые, а старые, с купленных в Риге трамваев «Татра-Т3».

Также было анонсировано производство трамваев в Харькове на базе производственных мощностей «Харьковского тракторного завода», но пока неизвестны ни сроки начала производства, ни стоимость, ни характеристики будущих вагонов — ничего, кроме визуализации.


Закупки и поставки трамваев

В 2020 году три города Украины пытались провести или проводят международные тендеры по закупке современных многосекционных трамваев по кредитам Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развити.

Одесса еще весной объявила тендер на 14 трехсекционных низкопольных трамваев - на сумму кредита в 20 миллионов евро от ЕИБ плюс софинансирование из городского бюджета. В нем участвовали украинские компании «Татра-Юг» и «Электрон», а также китайская корпорация «CRRC». Но в конце декабря 2020 года этот тендер отменили, официально из-за несоответствия поданных документов требованиям всеми участниками — и пообещали объявить снова в январе-феврале 2021 года.

В Киеве проходит тендер на поставку 20 низкопольных трамваев по кредиту ЕБРР на сумму в почти 25 миллионов евро. Самая дешевая цена среди участников тендера - у компании «Татра-Юг» — по 1,22 миллиона евро, с которой компания и выиграла торги.

А во Львове еще весной 2020 года определился победитель по тендеру ЕИБ на 10 низкопольных трамваев - им стал завод «Электрон» с ценой в 1,7 миллиона евро за пятисекционный вагон — при отсутствии конкурентов. Но, несмотря на подписанный контракт, изготовление трамваев не начинали.

Трамвай «Электрон» во Львове

В Киеве во второй половине 2020 года получены три новых польских трамвая «Pesa» — на основе предыдущего контракта еще 2018 года, который до сих пор полностью не выполнен.

Трамвай «Pesa» в Киеве

Также некоторые города Украины «обновились» за счет покупки подержанных трамваев. В Днепр закупили два десятка подержанных вагонов "Татра-Т4" из германского Лейпцига — и к декабрю запустили их на линии. Цена закупки составила чуть более 60 миллионов гривен — или по 3 миллиона на один вагон с учетом переоборудования их ходовых тележек с «европейской» колеи 1435 мм на отечественную колею 1520 мм.

Бывший лейпцигский трамвай «Татра-Т4» в Днепре, фото Андрей Сергиевич

Городские власти Винницы договорились со своим городом-побратимом Цюрихом о бесплатной поставке 70 подержанных трамваев - но первую партию из 35 вагонов привезут аж в 2022 году.

Цюрих, трамвай «Tram2000» из тех, которые будут передавать в Винницу, фото František Vaňásek

Осенью 2020 года в Запорожье доставили последние шесть из 13 закупленных еще в 2018 г. подержанных трамваев «Татра-КТ4» из Берлина, причем местные власти анонсировали и дальнейшую закупку «бэушных» трамваев.

Бывший берлинский трамвай «Татра-КТ4» в Запорожье, фото Максим Наумов

В Каменском планировалась закупка 6 новых и 3 подержанных вагонов, но реально закупили и запустили на линию 5 подержанных вагонов «Татра-Т6А5» из Праги, которые перед этим прошли переделку ходовых тележек в Харькове.

Трамвай «Татра-Т6А5» из Праги в Каменском, фото Сергей Минаев


Есть и негативные тенденции в некоторых городах Украины с трамваев. Так, мэрия Житомира планирует вообще закрыть трамвай в городе, где до этого не обновляли подвижной состав и не ремонтировали пути. Теперь же в качестве аргументов «за» ликвидацию озвучиваются как раз изношенность путей и трамваев, а также совершенно ложное утверждение о том, что кроме Житомира и Винницы в Европе вообще не осталось узкоколейных трамваев — тогда как на самом деле трамвай узкой колеи работает в более чем 70 городах Европы. Осенью 2020 года в Мариуполе закрыли одно из двух трамвайных депо — его территорию передали под обслуживание автобусов. Окончательно уничтожен трамвай в оккупированном террористами Луганске — вплоть до демонтажа путей. Мэрия прифронтового города Константиновка, где миниатюрная трамвайная была окончательно закрыта в 2018 году, сейчас обсуждает демонтаж уцелевших путей.

Трамвай в Житомире, фото Даниил Фролов


Вкратце итоги 2020 года для трамваев в Украине выглядят так. Два ведущих производителя — «Татра-Юг» и «Электрон» участвовали в тендерах, не продали ни одного нового вагона, но «Татра-Юг» изготовила свой первый полностью низкопольный многосекционный вагон и выиграла тендер в Киеве. Появился  новый производитель — «Эталон», но его первый вагон даже не имеет новых ходовых тележек, так что говорить о полном цикле производства пока что рано. «Политехносервис» смог поставить шесть машинокомплектов — четыре в Запорожье, фактически их изготовили еще до весеннего локдауна, и два в Одессу — их изготовили уже после весеннего локдауна. Другие города закупили чуть более трех десятков подержанных трамваев.

В цифрах это выглядит так.

«Татра-Юг» — изготовила первый «пилотный» вагон новой модели.

«Эталон» — изготовил первый «пилотный» вагон новой модели.

«Политехносервис» изготовил, как минимум, шесть кузовов вагонов первой комплектности, из них один трехсекционный.

Киев получил 3 новых трамвая «Pesa».

Одесса получила 2 кузова первой комплектности и собрала один трамвай из ранее приобретенного машинокомплекта.

Запорожье получило 4 кузова первой комплектности.

Днепр закупил 20 б/у вагонов.

Запорожье — получено 6 б/у вагонов.

Каменскогое — получено 5 б/у вагонов.

Итого, реально произведено в 2020 году 2 новых трамвая и 6 кузовов первой комплектности. Города получили 3 новых трамвая, 6 кузовов первой комплектности и 31 подержанный вагон.

Источник traffic

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code