Транскаспийский коридор: что даст Украине участие в проекте?

Перегляди: 233

«Укрзализныця» стала полноправным членом «Международного ассоциации» Транскаспийский международный транспортный маршрут». Сможет ли Украина увеличить свой транзитный потенциал без РФ?

d181d0bcd0b82-1 (1)

За последние годы  объём транзита через украинскую территорию существенно снизился. На фоне обострения отношений с Россией, Китай и страны Средней Азии становятся важным торговыми партнерами для нашей страны.  Глава «Укрзализныци» Войцех Балчун  отметил, что участие в ТМТМ даст возможность ведомству увеличить  грузовые базы, нарастить  объем грузопотока и «другие положительные последствия от унификации перевозочного процесса».

Успешное участие в проекте позволило бы привлечь в Украину транзитные грузы, что означает финансовые поступления в страну. Также развитие этого направления делает Украину независимой от политической воли РФ, которая уже ввела ограничения на транзит украинских грузов через свою территорию, — говорит консультант ЦТС-консалтинг Андрей Исаев.

image001

Кроме того, Транскаспийский коридор открывает новые рынки для экспорта товаров. Сегодня  Китай находится на втором месте в мире по импорту украинских товаров, а в 2015 году он оказался крупнейшим потребителем украинской аграрной продукции.  Еще одним перспективным рынком для нас является Казахстан.

Ограничение по транзиту на российской территории достаточно сильно отразилось на украинском экспорте, но продукция пользуется популярностью в  Казахстане, она конкурентоспособна на нашем рынке по сравнению с российской и белорусской, — говорит советник посла Республики Казахстан в Украине Жандос Нурмахамбетов.   

Цена вопроса 

При поддержке Китая 15 января 2015 года Украина запустила первый тестовый грузовой поезд в обход РФ в Казахстан через Азербайджан и Грузию. На данный момент маршрут не пользуется большим спросом у перевозчиков из-за высокой стоимости. Перевозки грузов по Транскаспийскому коридору почти в 1,5 раза дороже, чем по маршруту, который проходит через Россию.

port_tovaroborot__constanta_140416

Переориентировать другие компании можно лишь в том случае, если снизить цены. Сейчас отправлять автотранспортом через Беларусь это и быстрее, и дешевле.  Если будут ставки лояльными, если будет договоренность между странами, не будет задержек с доставкой то ввозить товары через Казахстан  быстрее и удобней, — объясняет менеджер по развитию логистической компании Zammler Лариса Мельничук.

По мнению экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, финансовая составляющая — не единственная проблема проекта.

По времени и по надежности этого маршрута, Транскаспийский коридор значительно проигрывает. Если сухопутный вариант  не предполагает переформирования составов, то Транскаспийский вариант предполагает использование  двух паромов  в Черном и Каспийском море. Первый фактор – это погода, если она сложная, то соответственно паромы выбиваются из графика, а втрое — это то, что паромы на Каспийском море очень маловместительные и не помещают целый грузовой состав, необходимо 1,5 парома, чтобы сформировать один полноразмерный грузовой поезд, — говорит эксперт.

Смена курса 

Перспективный считается маршрут из Ирана через  Азербайджан, Грузию, Украину и дальше в Европу, утверждает Александр Кава. Но для того, чтобы он заработал, нужен ряд инфраструктурных изменений.

shutterstock_252624025-pic905-895x505-48590

Во-первых, для  того, чтобы этот маршрут заработал необходимо в Иране достроить железную дорогу Астара-Рашт,  а это порядка 160 км и проект стоимостью  более миллиарда долларов. И с другой стороны, если этот проект заработает, то Украина будет лишь одним из возможных звеньев маршрута, поскольку грузы также можно будет направлять из Грузии морем в Болгарию или Румынию, или через жд дороги Турции, — говорит эксперт.

К 2021 году Иран планирует увеличить экспорт нефти до 4,8 млн баррелей в день, то есть почти вдвое. В первую очередь, этот рост будет обеспечен за счет открытия европейского рынка. Украина может участвовать в транспортировке нефти из Ирана в Европу, используя нефтепровод Одесса-Броды.

Идея создания «нового Шелкового пути»

Транскаспийский коридор является альтернативой традиционному маршруту, по которому доставляются грузы из Китая в Европу. Новый коридор начинается в Китае, проходит через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

256416_default

Основная инициатива принадлежит КНР. Один пояс, один путь — стратегия развития КНР, озвученная осенью 2013 года и фокусирующаяся на углублении сотрудничества между транзитными странами, и содержащая два основных компонента: наземный и морской «Шелковый путь». Стратегия подчеркивает желание Китая играть более весомую роль на мировой арене и необходимость экспорта производственных мощностей Китая в сегментах, страдающих от перепроизводства (сталь), — говорит  консультант ЦТС-консалтинг Андрей Исаев.

В настоящее время число участников Транскаспийского коридора продолжает расти. В  прошлом году к проекту присоединились  украинская судоходная компания «Укрферри».

Источник НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ НОВОСТЕЙ

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code