Твердый переплет: чего ждать издателям от парламентариев

Перегляди: 408

В оябре Верховная рада начала рассматривать законопроект, который регламентирует создание Института книги. Предполагается, что он будет создан по образу и подобию польской Instytut Książki. Цель его деятельности  – поддержка библиотечного фонда, отечественных книгоиздателей, украинской литературы не только в Украине, но и за рубежом

Появление Института книги, как ожидается, ликвидирует хаотичное распределение функций между разными органами государственной власти, в структуру которых входят подразделения, курирующие издательское и библиотечное дело. Сейчас соответствующие полномочия есть у Министерства образования и науки, Министерства культуры и Госкомитета  телевидения и радиовещания. «Институт книги станет единым государственным учреждением с наблюдательным советом, который будет подчиняться общественности»,  – утверждает народный депутатНиколай Княжицкий, инициатор законопроекта.

Текст законопроекта, одобрен­ный парламентом 4 ноября в первом чтении, говорит о возможном двойном подчинении будущей организации в структуре исполнительной власти.

«Нет уверенности в прозрачности решений, принимаемых структурами Министерства культуры, отсутствует его диалог с широким экспертным сообществом»,  – сказала корреспонденту Forbes Полина Лаврова, директор издательства Laurus. Она уверена, что законопроект Княжицкого требует значительной доработки, иначе в Украине может появиться «еще одна организация, дробящая и без того ничтожные бюджетные средства».

Несмотря на противоречивость и недочеты законопроекта, директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий положительно оценил перспективу создания Института книги. «Функции такого института  – спонсирование переводов наших книг для отправки за рубеж, участие Украины в зарубежных выставках, пропаганда книги и чтения в стране, выработка государственной политики в отрасли, изучение книжного рынка, спроса на книгу, борьба с пиратством, правовой ликбез в этом направлении»,  – отметил он.

В тексте законопроекта не обозначены функции будущего Института книги по исследованию рынка. «Выходит, профильная организация не будет собирать и обрабатывать данные о читательском спросе и, соответственно, формировать предложения по изданию книг того или иного направления»,  – обращает на это внимание Александр Афонин, президент Ассоциации издателей и книгораспространителей Украины.

Кроме неэффективной государственной политики, проблема отечественного книжного рынка заключается в том, что он детально не исследуется и не анализируется. Такая ситуация сложилось из‑за того, что книгоиздание никогда не было привлекательным для широкого круга инвесторов. Поэтому отрасль до сих пор не имеет достоверной рыночной оценки.

«Украинский издательский рынок в этом отношении абсолютно нецивилизованный»,  – признает Николай Шейко, директор «Видавництва Старого Лева». Причину такой ситуации он связывает с доминированием на внутреннем рынке книг российских издательств в предыдущие годы. «Украинский рынок раньше находился в тени российского. Только теперь он просыпается вследствие обострения политического кризиса в отношениях Москвы и Киева. Но украинские издатели еще не осознают в полной мере выгоду от полноценного отраслевого исследования», – говорит Шейко.

Представление о тенденциях книжного рынка в Украине можно получить на основе ежегодных данных Книжной палаты о тиражах и количестве наименований, выпущенных каждым издательством. Более глубокие выводы издатели делают из непосредственного общения с читателями во время литературных мероприятий. Таких как ежегодные апрельский «Книжный Арсенал» в Киеве и сентябрьский «Форум издателей» во Львове.

В Польше любой издатель каждый год получает от организации Instytut Książki подробную информацию, которая позволяет оценить ситуацию в отрасли: наиболее и наименее востребованные литературные жанры, объемы продаж и выпуска книг, популярные авторы. «На основе таких данных на­много легче принимать решения по управлению бизнесом. А для украинских издателей наиболее верный ориентир вовсе не статистика, а собственная интуиция. Нет экспертной оценки литературных предпочтений украинских читателей. По сути, мы навязываем свои книги»,  – признает Шейко.

 

Инвестпривлекательность и эффективность книгоиздательского бизнеса напрямую зависит от того, насколько популярно чтение в стране. Последнее, весьма обобщенное исследование покупательского спроса на книги проводила в 2014 году компания GfK Ukraine по заказу «Форума издателей» и мобильного оператора «Киевстар». Его результаты показали значительное снижение доли покупателей книг за восемь лет: если в 2006‑м она составляла 42%, то в 2014‑м упала до 31%. Также срез показал, что лишь 51% населения в возрасте 15–59 лет прочитали как минимум одну книгу в течение последних трех месяцев. «Для украинских книгоиздателей 2015 год оказался сложным, но очень интересным. Несмотря на экономический спад в стране и сокращение тиражей в целом, количество наименований выпущенных книг на украинском языке существенно возросло  – очевиден интерес читателей к украинской истории и культуре»,  – поделился с Forbes своими наблюдениями о рыночной ситуации Олег Шпильман, гендиректор издательства «КСД». Главное, отметил он, что украинский книжный рынок перестал быть филиалом российского. Импорт продукции издательств РФ сократился минимум вдвое. На украинском рынке возникли свободные ниши (нон‑фикшн, деловая литература), которые стали занимать отечественные производители, предлагая читателям книги высокого качества по приемлемым ценам.

Каких реформ украинского книжного рынка ожидают издатели от чиновников, чтобы закрепить успех и продолжить развитие? «Необходима реформа библиотечной системы. Государству важно поддержать книжные премии, улучшить грантовую политику, создать налоговые льготы для издательств и книгораспространителей, предоставить льготные условия аренды для книжных магазинов»,  – считает Лаврова. Красовицкий делает акцент на реформе системы копирайта с выделением Украины в отдельную зону авторских прав на русском языке и принятии антипиратского законодательства, которое будет предусматривать ответственность за его нарушение для провайдеров и пользователей интернета.

«Нам необходимо от государства только одно – чтобы оно не мешало работать, обеспечило прогнозируемые условия для бизнеса, не меняло правила игры хотя бы пять лет. Все остальное рынок сам структурирует»,  – уверен Шейко.

Источник: Forbes

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code