Учиться по-новому: 12 лет в школе и с бесплатными автобусами

Перегляди: 322

Нужно ли украинским детям учиться 12 лет, что делать со школами, в которых не хватает детей и зачем ученикам становиться малярами-штукатурами?

Пока в парламенте готовятся голосовать за новый закон «Об образовании», профильный министр Лилия Гриневич рассказала о своём видении реформ в средней школе.

Фокус выбрал четыре тезиса из её интервью, о которых поговорил с экспертами по образованию.

Тезис №1. В школах введут 12-летнее обучение. В МОН объясняют эту необходимость тем, что так учатся дети в ЕС

Директор специализированной школы №148 Киева Сергей Горбачёв к 12-летке относится неоднозначно. Говорит, что многое будет зависеть от того, как именно собираются внедрять 12-летнее обучение. «Основная причина введения 12-летнего образования — необходимость разгрузить детей. Но если просто растянуть программу на 12 лет — это мало что даст. Нужно одновременно с увеличением срока обучения упрощать базовые программы, делать их более понятными и, может быть, даже менять перечень предметов и уходить от классно-урочной системы», — сказалФокусу Горбачёв. Заменить эту систему, по его мнению, может смешанное, разновозрастное обучение или обучение в виде глобальных блоков — это когда в один блок объединяют связанные между собой темы. Например, дети, изучая, планету Земля, получают знания сразу из географии, астрономии, геологии.

Директор Винницкого центра оценивания качества образованияГеннадий Кузьменко настроен более оптимистично. «12-летка — это европейский и мировой стандарт структуры образования. К тому же ученики не обязаны заканчивать полное среднее образование. Идти дальше базового образования будут около 20–30% выпускников потока. Это те, кто собирается поступать в вузы. Такая статистика характерна для всех европейских стран», — говорит Кузьменко.

Тезис №2. Сокращение количества школ, в которых учатся меньше 25 детей. В основном речь идёт о маленьких сельских школах, детей из которых планируют возить на учёбу в другие школы на автобусе

По словам Сергея Горбачёва, год учёбы одного ученика в большом городе обходится государству в 12–15 тысяч гривен. В маленьких сёлах эта сумма может достигать 60 тысяч. «В школах, в которых учится мало детей, возникают, во-первых, финансовые проблемы, а во-вторых, проблемы с качеством преподавания. Такие школы могут содержать максимум двух-трёх учителей, которым приходится преподавать одновременно и язык, и математику, и географию. Это серьёзное основание для оптимизации», — уверен Горбачёв. Он считает, что сокращать количество школ необходимо, но нужно делать это мягко и грамотно, чтобы учителя маленьких школ не остались без работы.

Кузьменко называет оптимизацию школ вынужденной мерой, связанной с демографической ситуацией и оттоком населения в города. «Сейчас в Украине есть много школ, в которых учатся 5–10 человек. Ясно, что финансировать их очень проблематично, а дети в этих школах не получают нормального образования. Поэтому школьный автобус и мощные школы в округах — хороший выход из ситуации», — говорит эксперт.

Тезис №3. Старшая школа станет профильной, и в течение трёх последних лет обучения человек сможет получить профессию

Эксперты сходятся во мнении, что получение профессии в школе — это, по сути, возвращение к УПК (учебно-произведственным комбинатам), которые существовали раньше. «Были бы деньги в моей школе, я бы уже сейчас это сделал. Дети могли бы стать электромонтажниками, штукатурами-малярами, плиточниками. Это то, что реально пригодится в жизни и может стать профессией. Кроме того, дети сейчас плохо владеют компьютерами и современными технологиями. Здесь много чего можно придумать», — говорит Горбачёв.

Кузьменко также не видит ничего плохого в желании давать детям профессиональное образование. «Это будут рабочие специальности. Школа ведь должна не просто учить детей теории, а готовить их к жизни», — рассказывает директор Винницкого центра оценивания качества образования.

Тезис №4. Создание одинаковых условий для детей, которые учатся в разных школах, стирание чёткой границы между элитными и обычными школами

Сергей Горбачёв считает, что полностью избавиться от дифференциации между обычными и элитными школами не получится, и те люди, которые готовы платить деньги за улучшенное образование, будут продолжать это делать. «Так происходит не только в Украине, но и во всём мире. Речь идёт о другом. Мы должны обеспечить качественное образование для всех детей. Для этого нужно дать школам работать самостоятельно, в том числе и финансово. То есть каждая школа должна иметь право сэкономленные, например на электроэнергии, деньги тратить на свои нужды — покупку оборудования, премии учителям. Сейчас этого не происходит», — утверждает директор школы.

По мнению Геннадия Кузьменко, для начала нужно ликвидировать разницу между образованием, которое даёт сельская школа и городская. «Технические возможности школ и подбор учителей для них очень разный. Уже на этом уровне закладывается социальная несправедливость, которая потом отразится на всей жизни», — говорит Кузьменко.

Источник: Фокус

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code