Украинский парадокс: как Кабмин перевыполнил бюджет-2015

Перегляди: 508
Собрать в казну больше плана удалось благодаря инфляции, девальвации, отказу от повышения соцстандартов и реструктуризации госдолга

В среду, 23 марта, на заседании правительства министр финансов Наталка Яресько презентовалаотчет о выполнении государственного бюджета на 2015 год. Картина более чем радужная: план по доходам бюджета не просто выполнен, а перевыполнен, потратить удалось меньше, чем планировалось. Сократился и дефицит бюджета, уменьшился государственный долг.

Такие успехи Кабмина тем более удивительны, что после принятия бюджета в конце 2014 года эксперты называли заложенные показатели «нереалистичными». Обвал национальной валюты, падение промпроизводства, сокращение экспорта и снижение цен на основные украинские продукты также не давали поводов для оптимизма.

Оказалось, все возможно. Для этого пришлось несколько раз пересматривать закон о госбюджете, меняя в нем планы доходов и расходов. Последний раз — в конце декабря. ЛІГА.net разобралась, как правительству удалось выполнить поставленные задачи и сможет ли Кабмин обеспечить выполнение бюджета-2016.

Несчастье помогло

Если брать сухие цифры, то достижения украинских властей впечатляют: в первом варианте бюджета были предусмотрены доходы в 475 млрд грн. Собрать удалось почти на 60 млрд грн больше — 534,6 млрд. Даже если учитывать многочисленные правки в главный финансовый документ страны, план по сборам перевыполнен на 2,6 млрд грн.

ключ.jpg

«Собрать такие суммы в казну позволили два ключевых фактора: девальвация национальной валюты и спровоцированная этим высокая инфляция, — считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — После обвала гривни показатели бюджета были пересмотрены, впоследствии еще корректировались, и итоговый план оказался достаточно реалистичным». Но сейчас можно говорить только о номинальных показателях выполнения бюджета. Для получения реальных данных пока недостаточно информации.

В том, что ключевую роль в наполнении казны сыграла инфляция, убежден и экс-министр финансов, народный депутат Виктор Пинзеник. «Чтобы выполнить бюджет, власти ввели инфляционный налог, — сказал он в интервью ЛІГА.net. — Налог, введение которого не требует принятия закона и острых парламентских дискуссий».

Что имеет в виду нардеп? Инфляция привела к резкому увеличению поступлений по одному из бюджетообразующих налогов: НДС. Рост цен практически на все товары и услуги привел к поступлениям НДС выше запланированного уровня. А девальвация национальной валюты даже при падении импорта позволила увеличить уплату НДС при импорте за счет курсовой разницы.

Но девальвация и инфляция — не единственные факторы, повлиявшие на доходы казны. Эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский добавляет, что выполнить план по доходам помогло введение новых налогов: в частности, дополнительного импортного сбора и сбора с продажи подакцизной продукции. «Не стоит забывать и об изменениях в межбюджетных трансфертах, — добавляет эксперт. — В частности, в госбюджет перечисляют больший процент НДФЛ, ряд статей дохода перенесены из специального в общий фонд бюджета».

Умеренный дефицит

Одним из ключевых успехов работы Кабмина Яресько называет сокращение дефицита бюджета: с 4,9% ВВП в 2014 году до 2,3% ВВП в 2015-м. В абсолютных цифрах — с 78 до 45 млрд грн. «Мы не допустили безответственного роста дефицита госбюджета в течение года, — заявила министр. — И одновременно с ростом расходов мы обеспечили сокращение дефицита в полтора раза по сравнению с 2014-м».

дефицит.jpg

«Сократить расходы и уменьшить дефицит удалось в первую очередь за счет заморозки повышения социальных стандартов: минимальной зарплаты, пенсий и других, — уверен Илья Несходовский. — Единственное и незначительное сентябрьское повышение реализовано благодаря не экономическому росту, а появлению в казне свободных средств после внедрения специальных НДС-счетов». Также помог пересмотр бюджета после девальвации гривни в феврале-марте прошлого года.

Виктор Пинзеник отмечает, что сокращение бюджетного дефицита не всегда имеет положительный эффект. «В этом году бюджетная арифметика лучше, чем в прошлом. Но лучше ли она на самом деле? Не знаю, кого радует, когда прожиточный минимум (а это расходы) не реагирует на динамику цен. В результате мы стали свидетелями того, как нехватку денег покрывают за счет беднейших слоев населения», — утверждает он.

Помимо заморозки повышения соцстандартов, сократить расходы позволили успешные переговоры о реструктуризации госдолга. Благодаря этому Украина списала часть задолженности, получила рассрочку на ее погашение и смогла сэкономить на обслуживании кредитов, отмечает Александр Жолудь. Несходовский называет еще несколько факторов. «Прежде всего это отказ от погашения пресловутого „кредита Януковича“ в $3 млрд, а также затягивание с возмещением НДС и погашение переплаты налога на прибыль предприятий», — напоминает он.

расходы.jpg

По его мнению, правительство в целом справилось с задачей, сумев хотя бы номинально сбалансировать бюджетные доходы и расходы. Отчасти в этом помогли факторы, на которые Кабмин не мог влиять, но и в таких условиях выполнить запланированные показатели — нетривиальная задача.

Туманные перспективы

В будущем году Министерство финансов рассчитывает на дальнейшее увеличение поступлений в бюджет: до 595,2 млрд грн, или на 11%. Будут увеличиваться и расходы. Расходная часть в законе о госбюджете на 2016 год — 667,8 млрд грн. На 16% больше, чем в 2015-м.

Но не факт, что в следующем году Кабмин сможет повторить успех нынешнего и выполнить заявленные показатели.

«В 2016 году падают доходы казны от перечислений НБУ и в два раза сокращаются поступления от импортного сбора, некорректно проводить сравнение 2015 и 2016 годов без учета этих обстоятельств», — объясняет Пинзеник. Чтобы компенсировать потерю двух источников поступлений в бюджет, правительство должно собрать на 30% больше остальных налогов и сборов. Доходы казны попросту не могут вырасти на 30% при росте экономики на 2% и инфляции — на 12%, утверждает Пинзеник.

Сбалансировать потерю поступлений от НБУ и импортного сбора за счет инфляции в этом году, скорее всего, не удастся, признает Жолудь. «Такого большого роста цен, как в 2015-м, ждать не стоит, — говорит эксперт. — Реальные показатели инфляции к концу года, вполне вероятно, окажутся на несколько процентов выше запланированных, но разницы в разы не будет». Согласен с ним и Илья Несходовский, который указывает, что в этом году не будет многократного повышения коммунальных тарифов, следовательно, не будет и причин для разгона инфляции.

Доходы казны попросту не могут вырасти на 30% при росте экономики на 2% и инфляции — на 12% 

Не будет предпосылок и для резкой девальвации гривни, допускает Несходовский. Но для этого не должно быть резких колебаний на внешних рынках и активизации боевых действий на Донбассе. Плюс ко всему Украина должна продолжить сотрудничество с МВФ и Всемирным банком.

Тем не менее, как полагает Несходовский, положительно на доходной части бюджета скажутся активизация экспорта и запланированное поэтапное повышение социальных стандартов. «Увеличение минимальной зарплаты и других выплат стимулирует потребление и внутренний товарооборот, что, в свою очередь, приведет к росту поступлений налогов в казну», — говорит он.

Виктор Пинзеник настроен пессимистично. «По моим подсчетам, либо доходы завышены примерно на 40 млрд грн, либо инфляция будет выше планируемой: так же, как было и в этом году», — резюмирует депутат.

Иван Зайцев
ЛIГАБiзнесIнформ
Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code