В новом Законе об образовании планируется, что в 10-12 классах будет профильная школа, нечто вроде системы в Канаде, — советник министра образования

Перегляди: 153

В Украине проходит школьная реформа. В украинские школы с сентября 2018 года должны будут перейти на новую систему обучения по компетентностному подходу

article

Вместе с тем, переход к компетентностной школе в Канаде привел к тому, что результаты канадских учеников в сравнении с результатами учеников из азиатских стран падают, пишет украинско-канадский портал «Новий шлях», передает Цензор.НЕТ.

Эксперты и представители Минобразования объяснили в чем плюсы перехода от действующей в Украине модели школы знаний к компетентностной школе.

В новом Законе об образовании планируется, что в 10-12 классах будет профильная школа, нечто вроде системы в Канаде, - советник министра образования 01
«Основное в реформе — отойти от школы знаний, которая накапливает знания и факты, к компетентностной школе, которая производит умения, которые позже позволят молодому человеку решать проблемы и быть компетентным в обществе XXI века», — рассказала Оксана Винницкая, советник Министра Образования Украины, председатель Всемирной Координационного воспитательно-образовательного Совета Всемирного Конгресса Украинцев.

Обсуждение изменений программ обучения происходит через онлайн-ресурс www.ed-era.com. Некоторые изменения, которые базировались на этом обсуждении, уже приняты Министерством и внедряются в учебный процесс начальных классов Украине. Сейчас проходит обсуждение программ 5-9 классов. С сентября 2018 г. все первые классы в Украине должны полностью перейти на новую систему обучения по компетентностному подходу. Но это требует разработки материалов и переподготовки большого количества учителей и заместителей директоров школ.

«Можно привести конкретный пример, как это будет воплощаться. Школьная программа будет отходить от того, что ребенок должен знать, что такое существительное и прилагательное, и уметь найти его в предложении, к тому, чтобы компетентно отстоять свое мнение и представить несколькими предложениями, например, что он делал на этих выходных. Будет преподаваться умение составить предложение так, чтобы человек, который его прочитает, понял, в чем суть. Нужно научить детей воспринимать зрительную информацию и информацию с музыки и из других систем общения, это важнее, чем умение извлечь существительные и прилагательные из предложения. Никто не возражает, если кто-то позже захочет изучать языкознание или филологию, и посвятить этому свою жизнь. Я например отношусь именно к таким. Для таких людей в старшей школе будет обязательным уметь выделять все части речи и анализировать типы предложений. А для обычного человека, или для человека, который имеет другие интересы, не обязательно знать, что есть существительное. Такие маленькие примеры можно привести в математике, физике, литературе и других областях», — пояснила Винницкая.

«В новом Законе об образовании планируется, что в 10-12 классах будет профильная школа, нечто вроде системы в Канаде. Сегодня в Украине многие критикуют то, что в школах есть много заучивания физических формул или исторических дат. Если кто-то планирует посвятить жизнь истории или физике, они должны это знать. Но тому, кто, например, хочет работать в ИТ, надо знать базовые данные об истории и исторических течениях, мыслях и событиях, которые сегодня влияют на нашу жизнь, и более глубоко развить компетентности, связанные с современными технологиями», — добавила она.

«Почему образовательная наука пришла к выводу, что не нужно давать такое количество знаний? За последние 100 лет количество информации чрезвычайно увеличилось, человеческий мозг сегодня неспособен эту информацию задержать. Если мы начинаем отбирать информацию, это базируется на определенных ценностях, на том, что мы считаем важным или неважным. Например, очень много дискуссий есть на тему литературы, какую литературу дети должны читать или не читать. Если отбирать определенные произведения, мы будем устанавливать определенную шкалу ценностей. И поэтому нам нужно, чтобы дети читали, а не обязательно нам рассказывали о каких-то произведениях, которые отобрал кто-то другой. То есть дети должны уметь читать, понять, на что намекает в том тексте автор, что такое фактаж, какие есть эмоциональные стороны текста, чем руководствуются главные персонажи и т.д. А информационное пространство — то есть Google, дети должны уметь там найти правду, ложь, факты, мнения и уметь различить все эти 4 аспекта. Дети должны любить читать, а сегодня в Украине дети, и не только дети, не читают и не любят читать. Это трагично, а в компетентностном подходе мы должны сделать так, чтобы Украина читала», — разъяснила Винницкая.

«Я бы очень хотела, и это философия, которую исповедует министр образования, чтобы мы не говорили слепо, что у нас все хорошо, потому что мы выиграли какую-то олимпиаду, или какой-то вундеркинд что-то наилучшее придумал. А чтобы 80% детей Украины были успешны, а некоторые мои коллеги говорят о 100%. Чтобы все умели читать, убедительно говорить, уважать мнение собеседника, компетентно решать текущие проблемы, брать на себя инициативу, учиться на протяжении жизни», — резюмировала она.

«Для успеха сегодня нужны не только профессиональные навыки, но и более широкие возможности», — заявила Марьяна Онуфрик, эксперт Институт общественно-экономических исследований.

«Программа „Новая украинская школа“ дает ответ на вопрос, что важнее: приобретение профессии или предпосылка для полной счастливой жизни? Учитывая динамичное развитие технологий, исчезновение ежегодно нескольких десятков профессий, если образование будет сводиться только к обучению профессии, то станет серьезной угрозой не только для человека, но и для государства. Убеждена, что важно говорить не только об образовании с целью найти работу, а о получении образования для самореализации во всех аспектах жизни. Именно поэтому „Новая школа“ предусматривает переход на компетентностную модель образования, когда результатом многих лет обучения, в частности в общем среднем образовании, должен стать не только определенный набор знаний, но и владение общественными, социальными компетенциями, необходимыми для осознанного, полноценного и счастливого сожительства с другими людьми и окружающим миром. Очевидно, что переход на компетентностную модель образования предусматривает переформатирование всех направлений обеспечения образовательной деятельности: подготовки педагогов, организации учебного процесса, методического обеспечения. Но счастливое будущее детей, которые будут готовы к новым вызовам, того стоит», — подчеркнула она.

«Переход к этой модели был положен в основу законопроекта №3491-д „Об образовании“ (новая редакция), который был принят ровно год назад в первом чтении и сейчас готовится ко второму чтению. К сожалению, есть основания полагать, что прогрессивный смысл, который был заложен в законопроекте, может быть выхолощен. Кроме того, в документе есть огромное количество формулировок о том, что те или иные положения законопроекта будут конкретизированы в специальных законах. Образовательное законодательство включает в себя базовый Закон „Об образовании“ и специальные законы по каждому из видов образования — высшее, среднее, профессиональное и т.д. Очевидно, что в рамочном законе невозможно прописать все подробно, однако, если обозначить только базовые понятия, а их конкретизацию отнести к специальным законам, то можно вообще свести на нет всю реформу. Надо понимать, что от принятия базового закона до принятия новых редакций специальных законов пройдет минимум два года, ведь речь идет о долгой процедуре написания законопроекта, обсуждение, одобрение правительством, рассмотрение в парламентском комитете и в сессионном зале в первом и втором чтениях. Это означает, что революционные реформаторские нормы, заложенные в этом законе, смогут заработать в лучшем случае только в 2019 — 2020 учебном году», — резюмировала Онуфрик.

Источник Цензор

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code