Восстанавливать нельзя списать: кто и как может ремонтировать локомотивы

Перегляди: 129

Расставить запятые в этом предложении должны наблюдательный совет и руководство «Укрзализныци», а также чиновники Кабинета Министров Украины. А мы анализируем технические возможности специализированных предприятий по ремонту локомотивов на территории Украины

thumb-item-523x340-33d6

Как уже сообщал «Пассажирский Транспорт», руководство «Укрзализныци» считает негодными для дальнейшей эксплуатации около 30 – 40% всего локомотивного парка железных дорог страны. Неисправные и изношенные локомотивы топ-менеджмент «Укрзализныци» предлагает после списания реализовать через систему электронных торгов «Прозорро».


Нужно ли списывать старые тепловозы?

Такое предложение руководства «Укрзализныци» раскритиковал руководитель Николаевского тепловозоремонтного завода Вячеслав Симченко, о чем можно прочесть на официальной странице завода в социальной сети «Фейсбук».

«Ну, да. Зачем восстанавливать? Это жадные и нищие европейцы скупают у нас старьё, проводят модернизацию и работают на своей железке. Нищеброды!

Можно гордиться, что наша экономика уже позволяет нам не заниматься этой хлопотной и трудной работой, а можно просто закупать новые локомотивы за океаном. Пусть американцы работают, гайковерты...

Конечно же, это ирония и сарказм. Потому что серьезно такую новость комментировать приличными словами тяжело.

Да, 90 % локомотивного парка изношены. Да, новые локомотивы нужны. Но, Украина – промышленная страна! И у нас есть все необходимое, чтобы строить свои новые локомотивы. Не хватает только самой малости – ЖЕЛАНИЯ.

У наших западных друзей действительно есть чему учиться. И в Прибалтике, и в Польше, и в Венгрии, и в Германии очень активно реализуются программы модернизации, при которых от старых локомотивов, фактически, остаются только рама и тележки. Это и технически, и экономически обусловлено. Но для этого нужно трудиться. Это кропотливая и сложная работа. А работать, видимо, не все хотят...

В общем, «маємо що маємо...», – пишет директор НТРЗ Вячеслав Симченко.

Тепловозоремонтный завод в Николаеве создан семь лет назад. На сегодняшний день это одно из лучших предприятий отрасли. На нем восстановлены десятки тепловозов различных моделей, которые прошли полную или частичную модернизацию и работают на железных дорогах по всей Украине и за рубежом. В основном — это маневровые тепловозы с электрической или гидравлической передачей, работающие на подъездных и ведомственных путях.


Где можно ремонтировать локомотивы

Напомним, что в Украине есть целая сеть специализированных локомотиворемонтных заводов. Кроме Николаева локомотивно-ремонтные заводы есть в Гайвороне, Днепре, Запорожье, Ивано-Франковске, Изюме Львове и Полтаве. Скажем несколько слов об этих предприятиях.

Тепловозоремонтный завод в Гайвороне изначально специализировался на ремонте подвижного состава узкоколейных (750 мм.) железных дорог. С 1997 года освоил ремонт маневровых тепловозов с гидравлической передачей, а также изготовление запасных частей к различным видам подвижного состава. На данный момент находится в частной собственности ООО «Укрспецхем».

Тепловозоремонтный завод в Днепре специализируется на ремонте магистральных тепловозов серии ТЭ10, а также маневровых тепловозов ЧМЭ3. Находится в частной собственности с начала 2010-х годов.

Запорожский электровозоремонтный завод производит капитально-восстановительный ремонт и модернизацию электровозов ЧС2, ЧС4, ЧС7, ЧС8, ВЛ80. Он также на основе двухсекционных товарных электровозов ВЛ80 изготовлял пассажирские односекционные электровозы ВЛ40У. Между ЗЭРЗ и чешской компанией «Шкода» подписан договор о совместном строительстве электровозов. На заводе освоено производство новых кузовов для старых пассажирских локомотивов чешского производства – ЧС2 и ЧС4, также имеются технические условия и лицензии для самостоятельного производства электровозов. Завод кроме ремонта локомотивов освоил ремонт трамвайных вагонов — в частности, в 2015 году на нем ремонтировали трамваи «Татра-Т3А» из Риги, закупленные подержанными в Одессу.

Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод – одно из старейших предприятий отрасли в Украине. Занимается ремонтом тепловозов серий М62, ТЭ10, ТГМ3, проводит комплексный капитально-восстановительный ремонт мотовозов, дрезин, автомоторис. Производит запасные части к локомотивам, мотор-вагонному подвижному составу (в том числе и колесные пары), а также автомоторисы АВМ собственной разработки. Восстанавливает дизели 12VFE 17/24 для дизель-поездов Д1 венгерского производства. Уникальной продукцией предприятия являются конические зубчатые колеса со круговым зубом. В последнее время завод освоил ремонт рельсовых автобусов «PESA».

Изюмский тепловозоремонтный завод – одно из крупнейших предприятий отрасли не только в Украине, но и в Европе. Базовая мощность предприятия – ремонт 750 секций магистральных тепловозов 2ТЭ10 и 2ТЭ116 в год. Работа завода в конце 2000-х годов связана с попыткой его банкротства. В октябре 2010 года на уровне Министерства транспорта Украины было принято решение о том, что тепловозоремонтный завод в Изюме станет базовым предприятием по ремонту локомотивов. На данный момент завод способен производить капитальный и капитально-восстановительный ремонт тепловозов ТЭ10, ТЭ116 с продолжением их срока эксплуатации на 10 – 20 лет. Он также выпускает различные детали для тепловозов ЧМЭ3, М62 и других.

Львовский локомотиворемонтный завод – старейшее предприятие по ремонту локомотивов в Украине. На данный момент специализируется на ремонте магистральных локомотивов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ60, ВЛ80. На основе электровозов ВЛ80 строит пассажирские локомотивы ВЛ40У. Кроме них предприятие проводит ремонт специальных промышленных и карьерных электровозов, выпущенных заводом в Днепре. В начале 2010-х годов предприятие заявляло о возможности совместного производства трамваев вместе с польским производителем.

Полтавский тепловозоремонтный завод специализируется на капитальном и капитально-восстановительном ремонте магистральных и маневровых тепловозов. Здесь проводят ремонт пассажирских тепловозов ТЭП70, универсальных М62 и 2М62, грузовых 2ТЭ116 и маневровых ТЭМ7, ТЭМ2, ТГМ6, ЧМЭ2 и ЧМЭ3. Завод также проводит комплексную модернизацию тепловозов ТЭ10.


Итак, как видим, производственные мощности по ремонту локомотивов в Украине есть и значительные. Добавим, что кроме ремонтных предприятий, Украина обладает локомотивостроительным заводом в Днепре, который при советской власти выпускал специальные карьерные электровозы, однако  в годы независимости освоил магистральные грузовые и пассажирские электровозы. Кроме того, заняться локомотивостроением планирует и завод в Крюкове, который специализируется на изготовлении вагонов и мотор-вагонного подвижного состава.

Что до выбора способа восстановления подвижного состава, то тут, на самом деле, не может быть однозначного ответа. Все зависит не только от возраста, но и от технического состояния подвижного состава, а также его технических характеристики. Нужны трезвые экономические расчеты того, сколько будет стоить глубокая модернизация локомотивов, а также насколько сократятся эксплуатационные расходы после такой модернизации. Не надо забывать о чисто технических вещах, таких, например, как усталость металла. Поэтому перед капитальным восстановлением локомотивов их базовые детали, которые планируется сохранить, должны проходить полную дефектоскопию с использованием наиболее современных ультразвуковых и рентгеновских методов.

Камнем преткновения при ремонте тепловозов является отсутствие в Украине собственного производства мощных дизель-генераторных силовых установок, необходимых для производства новых или модернизации старых магистральных тепловозов. Ранее они изготовлялись в Луганске, однако предприятие «Лугансктепловоз», находящееся на неконтролируемой территории, разграблено террористами, а самое его ценное оборудование вывезено в Россию.

Эксперт по вопросам транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава считает, что в плане обновления подвижного состава нет однозначных решений «Нужно одновременно прорабатывать несколько вариантов – и закупку новых локомотивов, и капитально-восстановительный ремонт. Основными ориентирами должны быть как технические, так и экономические показатели».

Источник Пассажирский транспорт

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code