Худшие министры Яценюка: кто в Кабмине сделал меньше всех

Перегляди: 418

В прошлом месяце премьер-министр Украины Арсений Яценюк пообещал сменить троих министров в правительстве в течение ближайших недель

Премьер озвучил и министерства, в которых он бы хотел видеть новых руководителей: здравоохранения, энергетики и образования. Правда, позже появилась неофициальная информация о том, что репортеры неправильно поняли Яценюка и он назвал министра экологии, а не образования.  

VoxUkraine на протяжении года анализировал деятельность правительства. Группа экспертов отслеживала, как министерства выполняют свои обещания и обязательства, задекларированные в программах и публичных отчетах. Кроме этого изучалось, насколько продуктивны министерства в законодательной деятельности и как эффективно они проводят свои законопроекты в Раде. Также VoxUkraine исследовал, как министры реформируют и обновляют руководящий состав своих ведомств. Еще один критерий оценки — голосования пользователей, которые проводились на крупнейшем деловом портале ЛІГА.net.

Поскольку Яценюк сообщил о планах уволить министров энергетики, здравоохранения и образования, VoxUkraine решил подытожить ранее выставленные оценки министерств, чтобы определить, совпадет ли беспристрастный анализ сухих цифр с мнением премьер-министра. Были проанализированы как успехи, так и провалы в деятельности министерств за период первых двух парламентских сессий (ноябрь 2014—август 2015). Надо учитывать, что методологию этой оценки разрабатывали экономисты. Возможно, рейтинг юристов или культурных деятелей был бы другим.

Читайте также Кто из министров не только говорил о реформах, но и занимался ими

Итог итогов

По результатам всех проведенных ранее оценок мы составили единый рейтинг, в котором каждое министерство оценивалось по четырем категориям из вышеуказанных исследований:

▪ законодательная активность

▪ обновление руководящего звена министерств

▪ реализация программы КМУ

▪ опрос читателей ЛІГА.net

84365556 (1).jpg

Министерствам присваивались баллы от 1 до 17 в зависимости от позиции в рейтинге по той или иной категории. Лидер каждого ранее проведенного рейтинга получал 1 балл (лучший результат). В случае непредоставления данных министерство зачислялось в аутсайдеры и получало 17 баллов (наихудший результат).

Основные выводы

1. Тройку лидеров возглавили министерства, которыми руководят «люди из бизнеса»:  Министерство экономического развития и торговли, Министерство аграрной политики и продовольствия и Министерство финансов.

2. Аутсайдеры рейтинга: Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство культуры и Министерство молодежи и спорта.

3. Министерство внутренних дел имело все шансы оказаться в тройке лидеров, если бы проводило не только «фасадное» обновление руководства, но и гораздо более глубокую реформу штата сотрудников.

4. Министерство финансов и Министерство аграрной политики как одни из самых прогрессивных в законодательной деятельности и с наиболее внушительной поддержкой читателей по результатам опроса ЛІГА.net показали очень низкий результат по выполнению программы КМУ, что, возможно, говорит о некачественном составлении программы или ее нереалистичности.

5. Министерство иностранных дел, скорее всего, могло бы значительно улучшить свои позиции, если бы было более открытым и отвечало на запросы VoxUkraine о предоставлении данных об изменениях в штате. Это министерство является одним из лидеров симпатий (опрос ЛІГА.net).

6. Министерство обороны могло бы занять более достойную позицию в рейтинге при более активном участии в законотворческом процессе.

7. Непредоставление информации VoxUkraine оказало существенное негативное влияние на общий рейтинг Министерства информационной политики и Министерства образования и принесло им по 17 баллов в категории «реформа штата» по запросу VoxUkraine, в то время как показатели по другим категориям у этих министерств гораздо выше.

Законодательная активность

Одним из параметров оценки деятельности министерств был анализ их законотворческой активности. VoxUkraine проанализировал количество законов, подготовленных министерствами и утвержденных парламентом.

G2.JPGВ рейтинге учитывались только те законы, которые были одобрены Верховной Радой. Министерство, которое сумело провести через парламент наибольшее количество законов, получило 1 балл, те министерства, которые инициировали законопроекты, но не смогли получить одобрение Рады ни по одному из них, получали максимальное количество баллов — 17.Разница между количеством инициированныхG3.JPGзаконопроектов и теми, которые были одобрены Верховной Радой, иллюстрирует эффективность взаимодействия и коммуникаций между министерствами и парламентом и показывает, как часто им удается находить взаимопонимание и внедрять реформаторские инициативы в законодательную плоскость.

Обновление руководящего состава министерств

На этом этапе команда VoxUkraine на основе данных, предоставленных министерствами, попыталась оценить изменения в составе персонала в центральном аппарате министерств и установить, насколько глубоко удалось обновить штат сотрудников каждому министерству. К большому сожалению, такая оценка была затруднена нежеланием некоторых министерств предоставлять необходимую информацию. Тем не менее на основе имеющейся информации удалось установить, что сокращение штата сотрудников в центральном аппарате было незначительным. Среднее сокращение за период с начала 2014-го до середины 2015 года составило лишь 5%. Ситуация разнится в разрезе министерств. Некоторые из органов сократили количество сотрудников: Минэкономики — на 34%, Минсоцполитики — на 15%, Мининфраструктуры, Минфин и Минагро — на 11%, Министерство экологии — на 8%, Минрегион — на 3%, Минкульт — на 2%. Другие, наоборот, увеличили количество сотрудников в центральном аппарате за указанный период: например, Минюст — на 12%, Минмолодежи — на 15%. В то же время на региональном уровне сокращения были более значительными.

G4.JPG

В рейтинге учитывалась степень обновления руководящего звена. Команда VoxUkraine на основе предоставленных данных проанализировала первые три уровня ведомств — министры, их заместители, руководители независимых подразделений (департаментов). В среднем эти три уровня были обновлены на 50% по сравнению с началом 2015 года и на 80% в сравнении с началом 2014 года. Мы полагаем, что обновление руководящего звена способствует улучшению эффективности работы министерства, поэтому лучшую оценку в 1 балл получило министерство, где было зафиксировано максимальное обновление.

Реализация программы правительства

Несмотря на то что правительство решило установить самоконтроль над реализацией собственных программ и даже запустило сайт, посвященный выполнению «Программы деятельности Кабинета министров Украины и Стратегии устойчивого развития „Украина-2020“ в 2015 году» (далее — Программа), эксперты VoxUkraine провели альтернативную оценку работы министерств, основываясь на собственной методологии, которая установила некоторые существенные различия с самооценкой Кабмина. Среднее отличие между оценками правительства и VoxUkraine составило 25%. Было установлено, что оценка Кабмина занижена практически по всем министерствам, кроме Министерства юстиции. Выполненными оказались только около 30% заданий. Основная причина несоответствия в том, что сайт КМУ учитывал все выполненные задания по отношению ко всему периоду действия Программы, тогда как VoxUkraine оценивал те задания, по которым истек срок выполнения. Оценка правительства неоправданно занижает прогресс некоторых министерств в выполнении планов.

g5.JPG

Конечно, выполнение Программы КМУ не показывает достижений в имплементации реформ, но показывает, как, в сравнении друг с другом, работают министерства: кто доводит начатые дела до конца, а кто — нет. В данном случае важно не только качество документа и мероприятий, предложенных в нем, но и то, что министры как команда взяли на себя ответственность вместе следовать этому плану.

Лидируют по выполнению запланированных заданий (более 70%) МВД, МЭРТ, Мининформации, Минсоцполитики, Мининфраструктуры, Минобразования. МЭРТ и МинЮст одновременно являются лидерами по количеству выполненных заданий в абсолютном выражении. Среди аутсайдеров оказались Министерство энергетики, Министерство культуры, Министерство здравоохранения и Министерство экологии — они выполнили менее 40% заданий. При этом наибольшее количество заданий досталось МЭРТ, Минюсту и Минэнерго. МВД, Минсоцполитики и МИД отличились тем, что смогли выполнить наибольшее количество заданий вовремя.

В целом VoxUkraine пришел к выводу, что большинство министерств оказались не готовы к интенсивной деятельности по выполнению плана КМУ, да и цели и сроки реализации программ были поставлены нереалистично. Кроме того, министерства работали недостаточно слаженно, чтобы выполнять все в срок: задания, которые были возложены на несколько министерств одновременно, выполнялись хуже, что говорит о низком уровне успешного взаимодействия. Важно также отметить, что многие действительно важные достижения министры сделали вне Программы. К примеру, действия, направленные на макроэкономическую стабилизацию, в основном не являлись частью Программы, так же, как и непосредственное воплощение в жизнь принятых законов.

Общественное мнение 

Одной из составляющих анализа деятельности министерств была публичная оценка, проведенная с помощью ресурса ЛІГА.net по результатам девяти месяцев работы правительства. В ней респондентам предлагалось оценить каждое из министерств на основании трех выполненных и трех невыполненных заданий Программы КМУ. Мы выбирали те задания, в которых министерству отводилась наибольшая роль и которые были направлены на решение существенной проблемы. Оценка проводилась по четырехбалльной шкале и ранжировалась от наивысшей «Отлично. Сделал, что мог, заложил фундамент перемен» до «Не справляется. Надо менять».

В итоге читатели оценили, насколько был успешен тот или иной министр и его министерство, а также проголосовали за реформаторские успехи каждого топ-чиновника. Самыми успешными и результативными оказались министр финансов Наталия Яресько (74,9% респондентов полностью или в большей мере удовлетворены работой министра), министр экономического развития Айварас Абромавичус (67,4%) и министр иностранных дел Павел Климкин (68,8%). Далее за ними следуют четыре министра — министр аграрной политики Алексей Павленко (51,6%), министр внутренних дел Арсен Аваков (43,2%), министр обороны Степан Полторак (46,4%) и министр образования и науки Сергей Квит (41%): они хотя и не получили такие высокие оценки, как лидеры, но все же респонденты положительно оценили их реформаторские усилия.

В то же время несколько министров получили неудовлетворительную оценку от читателей. Самую низкую поддержку своей работы (менее 20%) получили министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко (14,9%), министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко (16,7%), министр культуры Вячеслав Кириленко (16,9%) и министр молодежи и спорта Игорь Жданов (16,9%).

Результаты голосования продемонстрировали, как работу министров оценивает деловая аудитория.

4db45887facabed27ce2f1b8087a8d6f.JPG

Авторы: Ярына Басыстюк и Светлана Русакова, участники инициативы VoxUkraine

Данные: VoxUkraine, iMoRe

Источник: liga.net

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code