Яма, рытвина, наплыв, колдобина: дороги, по которым ездить не рекомендуется

Перегляди: 307

В этом году планируется капитальный ремонт 1,7 тыс. км украинских дорог. То есть… 1% от всей дорожной сети. В 2016 г. ремонт украинских дорог начался не ранней весной, а ближе к началу лета

Лучше поздно, чем никогда, ведь из 170 тыс. дорог государственного и местного значения только у 3% не просрочен ремонт. Остальным нужно многомиллиардное финансирование, которого катастрофически не хватает.

На нынешней сессии Верховной Рады нардепы провалили законопроект о создании государственного дорожного фонда. Туда должны были идти поступления от акцизов на топливо и пошлины на продажу авто и комплектующих. Теперь с повторным голосованием придется повременить до осени. Да и потом нужно будет собрать голоса в поддержку законопроекта. Тем временем в Мининфраструктуры начали бороться за остатки дорожной сети доступными способами – на трассы вышли 20 весовых комплексов, которые не дают перегруженным фурам добивать дорожное покрытие. Там также готовятся не только к голосованию за законопроект о дорожном фонде, но и к реформе «Укравтодора».

Ну а нам еще нужно это лето как-то пережить. Хотя найти на карте Украины хорошие дороги намного проще, чем плохие, «АиФ» взялся определить самые худшие из них. В поездках по родным краям без такого гида автомобилисту ориентироваться все труднее.

ПОЗИЦИЯ ОМЕЛЯНА

ДОРОЖНЫЙ ФОНД

Как вы знаете, в этом году впервые за много лет мы вывели весовые комплексы на дороги. Мы начали проверять грузовики, которые превышением допустимых норм, фактически, разрушают украинские дороги. То, что происходит в Харькове (В Харьковской области жители перекрыли дорогу, требуя ее ремонта, — ред.) – лишь легкое отражение ситуации на юге Украины, где дороги уничтожены полностью. В этом году мы внедрили уже 20 весовых комплексов, которые проверяют самые большие трассы. Мы не допускаем перегрузки, как это было ранее, когда у нас автомобили везли по 130 тонн каждая. Эта практика практически пресечена на основных дорогах, в то же время недобросовестные перевозчики стараются проникать по сельской местности, «убивая» там и без того плохие дороги.

дороги

У нас есть беспрецедентная сумма на восстановление украинских дорог, которая была заложена еще правительством Яценюка в 2015 г. (6,6 млрд грн). В этом году наша задача провести капитальный ремонт минимум 1 700 км дорог, а также привести в нормальное состояние, благодаря украинскому «ноу-хау», так называемому «ямочному ремонту», большинство украинских дорог. Но это один из маленьких шагов. На самом деле глобальная системная проблема – реформа самого «Укравтодора». Как вы знаете, на сегодня временно назначено новое руководство, и мы будем проводить прозрачную процедуру отбора нового руководителя. Также необходимо создание дорожного фонда.

Финансирование на этот год было проведено по старому подходу. То есть, все области подавали заявки, мы выбирали самые критичные места. Другими словами, затыкали дыры. Я надеюсь, с созданием дорожного фонда будет пропорциональное финансирование дорог государственного значения и муниципальных дорог. Пивоварский (экс-министр инфраструктуры, — ред.) сделал многое. Например, органы местной власти получили так называемый «пистолетный акциз» с заправок, в прошлом году он составил 7,2 млрд грн. Другой вопрос, как они их потратили. Мы знаем случаи, когда эти деньги шли не на дороги, а на премии руководству или на тротуарную плитку.

Есть политическая воля премьера и, надеюсь, коалиции, — мы должны до конца года разработать пакет законодательных изменений и в сентябре-октябре принять его в парламенте. Мы хотим сделать дорожный фонд по обычной европейской модели с созданием наблюдательного совета, который будет мониторить все движения средств. Тендерные процедуры будут происходить исключительно на основе системы Prozorro. Области, которые получают деньги напрямую, будут самостоятельно решать, какие дороги им строить или ремонтировать. Я убежден, что это не будет «кормушкой», а будет прозрачным распределением средств государства и налогоплательщиков.  «Укравтодор» в нынешнем виде существовать не должен. Это должна быть небольшая организация, которая будет заниматься исключительно распределением средств.

Владимир ОМЕЛЯН, министр инфраструктуры Украины

МНЕНИЕ КАВЫ

СОТНИ МИЛЛИАРДОВ ЕЖЕГОДНО

Пока государство не начнет выделять на дороги деньги в необходимых количествах, ситуация будет только ухудшаться. Если же дороги будут финансироваться такими темпами, как сейчас, то на ремонт потребуется более ста лет. Те деньги, которые выделены в этом году, — гроши, по сравнению с тем, что нужно, чтобы привести их в порядок. Сейчас проще рисовать не карту самых ужасных дорог, а самых хороших, потому что хороших дорог – 3%, а плохих и ужасных – 97%.

дороги

Реформа «Укравтодора» и создание дорожного фонда – это не одно и то же, и не два взаимоисключающих процесса. Дорожный фонд позволит увеличить финансирование дорог, а это – ключевая проблема. Без увеличения финансирования, никакая другая реформа не даст очевидного результата.

Государство должно прекратить обманывать граждан. Только 10-15% от тех денег, которые оно получает от автомобилистов за счет акцизов на топливо, идет на дороги. Остальными деньгами правительство распоряжается по собственному усмотрению. Ситуация уже критическая. Чтобы ее изменить, нужно стабильное большое финансирование – порядка 100 млрд грн в год. Но и в этом случае ситуация начнет ощутимо меняться только через пять лет. Ведь для жителя, например, Сумской области отремонтированная дорога в Черновицкой области значения не имеет. Если говорить об ощутимом результате – нужны большие деньги и много времени.

Выведение весовых комплексов – правильное решение. Но их количество следует увеличивать в 10-15 раз, а штрафы за перегруз делать ощутимо высокими – в разы выше нынешних. Проекты о повышении штрафов готовятся. Наших жадных владельцев компаний по перевозки грузов нужно отучить от привычки разрушать автодороги. Они – главные виновники нынешнего их состояния.

Александр КАВА, экс-замминистра инфраструктуры, эксперт по вопросам транспорта

Источник: АиФ

Подготовили Алина КОВАЛЕНКО и Андрей КРЯЖЕВ

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code