Зачем нам связь 4G

Перегляди: 403

В 2018 году в Украине появится связь стандарта 4G. Мобильные операторы готовятся запускать новую технологию, а более 20% украинцев уже приобрели смартфоны и другие гаджеты, поддерживающие этот стандарт. Какое практическое значение имеет эта новость? Что мешает запустить этот стандарт связи сразу по всей стране?

5a8ca77f2a352

Демонстрация скорости передач данных 4G во время презентации одного из операторов мобильной связи в Киеве.

Польза мобильного интернета очевидна, особенно в отдалённых местах, куда сложно протянуть оптоволоконный кабель. Но стандарта 3G не хватает для безотказной работы мобильного интернета в крупных городах, мегаполисах, где гаджетов с доступом в онлайн очень много. Операторы хотят запустить связь 4G в местах высокой концентрации дата-трафика.

«Это и крупные города, и областные центры, где у нас много абонентов. А также – пункты пересечения границы, курортная местность», — подтвердил Максим Савченко, менеджер по регуляторным вопросам и цифровым технологиям компании «Киевстар».

Что дает 4G

Для абонентов в малонаселённых местах нет особой разницы — 3G или 4G. Но когда абонентов в одном месте много, а вышек мобильных операторов мало, 4G-стандарт справится лучше. В lifecell считают, что после запуска 4G мир абоненты получат доступ к онлайн-трансляциям, просмотру видео в высоком разрешении, видеоиграм и т.д. даже там, где одновременно собралось много людей. Например, такое скопление может быть в метро, на концертах, на спортивных состязаниях. Более того, толчок к развитию получит «интернет вещей», когда выходом в онлайн можно будет оборудовать автомобили, бытовую технику, камеры видеонаблюдения и всевозможные датчики.

В Vodafone убеждены, что новые технологии привлекут в страну инвестиции. «Внедрение 4G приведет к опосредованному эффекту на экономику: доступный интернет является сильным драйвером потребления дата-услуг, рост проникновения интернета всего на 10% дает рост ВВП на 1%. 4G – это не только видео-стриминг и онлайн-игры. Это „интернет вещей“, дистанционные онлайн-сервисы для бизнеса, „умные“ медицина, энергетика и сельское хозяйство, электронные мобильные кошельки и мобильные паспорта mobile ID и другие smart-сервисы», — подчеркнулАндрей Отрощенко, директор по маркетингу Vodafone Украина.

Для операторов переход на новые стандарты сегодня — это затраты, но в будущем — экономия средств. Во-первых, одна вышка, работающая в стандарте 4G, позволяет увеличить ёмкость траффика в десять раз, то есть раздать интернет уже не 100 абонентам, а 1000. Во-вторых, нет необходимости вкладывать большие средства в модернизацию сети, при переходе от третьего поколения к четвертому. «Основные инвестиции были сделаны еще на этапе строительства сети 3G и модернизации сети, а это 2015—2017 годы. Мы строили сеть „на будущее“, наши базовые станции – мультистандартные, т.е. могут работать на различных частотах, с различными стандартами связи. Для подготовки к 4G нам понадобилось только добавить на некоторых станциях дополнительное оборудование, а это проще, чем строить новую сеть», — рассказал Савченко из Киевстар.

Введение новых технологий — это необходимый шаг для изменения качества жизни людей и, в первую очередь, изменения разрыва между городским и сельским населением, говорит эксперт рынка телекоммуникаций Роман Химич. Ключевую задачу государственной политики Украины в сфере связи он видит в преодолении этого «цифрового разрыва». По мнению Романа, существует несколько реалистичных, то есть технически и организационно возможных способов решения этой задачи. Во-первых, внедрение режима технологической нейтральности и «рефарминг» (реорганизация) диапазона 900 МГц, что позволило бы компании «Киевстар» развернуть сеть 3G на сельскую местность (у неё достаточно частот и оборудвания). Во-вторых, необходима «расчистка» (освобождение от непрофильных пользователей) диапазона 800 МГц, в котором у компании «Интертелеком» есть достаточно частот и возможность выступить провайдером общенациональной 4G-сети. В третьих, отключение аналогового телевизионного вещания и передача освободившихся частот операторам мобильной связи.

Частотное дело Нацкомиссии по регулированию связи

Из школьного курса многие помнят, что чем ниже частота, там сильнее проникновение сигнала. Для абонента это значит, что если оператор передает интернет на низких частотах, то сигнал будет хорошо «ловиться» даже в бетонных помещениях, а при 4G — еще и в скоплении народа: на концерте или в монолитном доме на 500 квартир. А вот при повышении частоты качество сигнала снижается. Но низкие частоты государство пока не решается предоставить операторам связи. Тендер прошёл на частоты в диапазоне 2600 МГц. По информации Романа Химича, «операторы никогда не скрывали, что освоение диапазона 2600 МГц не является для них актуальным на ближайшие годы. Коммерчески оправданным для них является освоение диапазона 1800 МГц и ниже. Этот вывод отражён в аналитическом отчёте компании Analysys Mason, который был профинансирован консорциумом из семи операторов телекоммуникаций, включая всю большую тройку и операторов второго-третьего эшелонов».

Зачем же тогда операторы платят за «неинтересные» частоты и апгрейд оборудования до полумиллиарда долларов? Роман Химич пояснил, что всему виной позиция Национальной комиссии по регулированию связи, которая постановила, что для того, чтобы получить частоты в диапазоне 1800 МГц, операторы должны обязательно выкупить диапазон 2600 МГц. Участники тендера обязаны выплатить «справедливую компенсацию» нынешнему пользователю частот в диапазоне 2600 МГц — компании «ММДС-Украина», входящей в орбиту группы СКМ Рината Ахметова. Эта компания фактически не ведёт надлежащей хозяйственной деятельности с использованием указанных частот, при этом платит за них по ставкам, которые можно смело назвать смехотворными. Ставка рентной платы за частоты для этой компании в сотнни раз меньше, чем рента для полноценных операторов мобильной связи. Национальная комиссия скрывает содержание и порядок расчётов этой компенсации, составляющей 500 млн. гривен, ссылаясь на коммерческую тайну.

Еще один интересный момент. Для проведения тендера на частоты в диапазоне 1800 МГц Нацкомиссия нарезала частоты таким образом, что сразу два игрока — «Киевстар» и lifecell — будут вынуждены понести дополнительные расходы на их освоение по сравнению с компанией Vodafone.

Зарегулированы нейтралитет

Для работы в 4G необходимы устройства, поддерживающее этот протокол: смартфоны и sim-карты к ним. «Есть показатель готовности рынка к внедрению технологии – это проникновение устройств, поддерживающих эту технологию, которое должно быть не ниже 25%. Мы близки к этой цифре. Сегодня 23% абонентов Vodafone пользуются смартфонами с поддержкой 4G», — отметил Отрощенко. В сетях lifecell и «Киевстар» таких абонентов по 22%. Все игроки большой тройки сходятся в одном мнении, что государство должно принять как можно быстрее принцип технологической нейтральности, поскольку без этого Украине очень трудно будет преодолевать технологический разрыв с Европой.

Александра Тимашова , журналист

Источник lb.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code