Зерновые терминалы в портах: кто, где, что строит

Перегляди: 367

На конец 2015 г. в стадии строительства в Украине находились 12 проектов по созданию мощностей на 37 млн тонн и инвестициями порядка $1 млрд. Еще 24 проекта пребывали в «бумажной» стадии. Что же реально удалось построить за прошедший год?

Зерновые терминалы в портах: кто, где, что строит

фото: зерновой терминал компании Cofco Agri

Таблица «Строящиеся и проектируемые зерновые терминалы (мощности) в морских портах Украины до 2020 года (по данным на ноябрь 2016 года)» доступна только в декабрьском номере журнала «Порты Украины». На сайте материал публикуется в сокращенной версии.

Украина переживала в последние годы настоящий бум в перевалке зерна в отечественных морских портах. Если в 2007 году через украинские порты и терминалы было экспортировано около 10 млн тонн хлебных грузов, то в 2014 году – 37,4 млн тонн (в том числе 34,2 млн тонн зерна). А если взять маркетинговый 2015—2016 год (МГ), то объем экспорта хлебных грузов составил 38,5 млн тонн. За три последних маркетинговых года объем экспорта зерновых вырос почти на 76%, и это несмотря на продолжающийся общий кризис в экономике страны.

В следующем маркетинговом году рост экспорта продолжится. Об этом свидетельствуют объемы собранного урожая зерновых в 2016 году – 64 млн тонн при средней урожайности 44 центнера с гектара.

По словам министра агрополитики и продовольствия Тараса Кутового, этот показатель является самым высоким за всю историю независимости Украины. Министр сообщил в ноябре на заседании Кабмина, что в текущем маркетинговом году (2016—2017 МГ) Украина планирует экспортировать 39,8 млн тонн зерновых, включая 14 млн тонн пшеницы, побив свой собственный рекорд прошлого МГ. Таким образом, Украина сохранит свою позицию в тройке ведущих мировых экспортеров зерновой продукции.

Годовая прибавка

Итак, по прогнозам аналитиков, рост экспорта зерна из Украины, несмотря на какие-то колебания по годам, будет расти и впредь. Эта тенденция создает устойчивый стимул для появления и реализации планов по развитию портовых терминальных мощностей для перевалки зерна.

Напомним, что на ноябрь прошлого года в стадии строительства в Украине находились 12 проектов по созданию, наращиванию зерновых мощностей в морских портах суммарной мощностью 37 млн тонн и инвестициями порядка $1 млрд. Еще 24 проекта пребывали в «бумажной» стадии. Что же реально удалось построить за прошедший год?

Отметим наиболее значимые события в хронологическом порядке. В апреле 2016 года компания «Рисойл Терминал» завершила второй этап строительства зернового терминала в Ильичевском морском торговом порту. Емкости единовременного хранения были увеличены до 120 тыс. тонн. Его годовая мощность составляет 1,5 млн тонн перевалки зерновых и 500 тыс. тонн продуктов переработки масличных (шрота). По завершении проекта мощность терминала составит 4,5 млн тонн зерна и 1 млн тонн продуктов переработки масличных.

В том же апреле 2016-го и в том же Ильичевском морском порту компания «Ильичевский зерновой терминал» запустила вторую судопогрузочную машину с системой транспортеров производительностью 1200 тонн в час. Благодаря этому мощность терминала выросла на 1 млн тонн, до 3,5 млн тонн в год.

В мае 2015 года в Николаевском морском порту состоялось торжественное открытие терминала группы компаний COFCO Agri (входит в структуру китайской корпорации COFCO). Мощность терминала – 2,5 млн тонн. Он имеет емкости для единовременного хранения зерна в 136 тыс. тонн. Станции разгрузки железнодорожного транспорта рассчитаны минимум на 120 вагонов в сутки, для автотранспорта – на 120 машин в сутки. Это позволяет принимать до 10 тыс. тонн и отгружать до 20 тыс. тонн зерна в сутки. Терминал располагает мощной судопогрузочной машиной компании Neuero, современным оборудованием для сушки и очистки зерна, лабораторией по проверке качества зерна. В строительство нового терминала инвесторы вложили $75 млн.

Не менее значимым событием стало открытие в июне 2016 года в том же Николаевском морском порту производственно-перевалочного комплекса компании «Бунге-Украина», входящей в транснациональную корпорацию Bunge.

Строительные работы, как и в случае с терминалом COFCO Agri, вела компания «Украинский строитель». Комплекс состоит из маслоэкстракционного завода, терминала для перевалки растительного масла и зернового терминала. Инвесторам реализация проекта обошлась в $180 млн. В открытии комплекса принял участие Президент Украины Петр Порошенко.

Что касается зернового терминала (он был построен в 2011 году с мощностью 3 млн тонн в год), то его мощности возросли на 750 тыс. тонн зерна и 500 тыс. тонн шрота (были построены емкости для единоразового хранения зерна на 38 тыс. тонн, а шрота – на 26 тыс. тонн).

Если будут реализованы все строящиеся сейчас проекты, то к 2020 году зерновые мощности портов достигнут 102 млн тонн

Наконец, к нынешнему зерновому сезону значительные шаги в своем развитии сделал терминал компании «ТИС-Зерно». Прежде всего, там был построен, как утверждают в компании, самый большой не только в Украине, но и в Европе зерновой напольный склад единовременного хранения 120 тыс. тонн.

Была введена в строй еще одна зерносушилка интенсивностью 120 тонн в час. На площади 5 га построена накопительная площадка для приема 800 автомобилей. Полностью обновлена одна из трех станций разгрузки машин, способная одновременно разгружать четыре грузовика с прицепами, и так далее. В итоге возможности терминала выросли с 7 млн тонн до 10 млн тонн зерна в год.

Понемногу наращивают мощности и другие терминалы. МП «Ника-Тера» в этом году уже получила и смонтировала вторую судопогрузочную машину мощностью 1500 тонн в час, готовится оборудование ее крытой галереей.

Компания «УкрТрансАгро» в Мариуполе построила склад напольного хранения емкостью 2 тыс. тонн и до конца текущего года планирует сдать еще один склад ‒ на 8 тыс. тонн.

В порту «Октябрьск» идет реконструкция двух складов, чтобы перепрофилировать их для зерновых грузов. Емкости складов составят около 30 тыс. тонн. И так далее.

Хотя в нашем скромном обзоре мы говорим лишь о терминальных мощностях для зерна в морских портах, было бы неправильно не упомянуть здесь еще один реализованный проект. Речь идет об открытии в июле 2016 года на берегу Южного Буга в Вознесенском районе Николаевской области речного перевалочного комплекса компании «Нибулон», имеющего емкости для хранений 76 тыс. тонн зерновых и масличных культур.

Если же говорить о суммарной прибавке терминальных зерновых мощностей за прошедший год в украинских морских портах, то со дня публикации прошлой статьи (с ноября 2015-го по ноябрь 2016 года) они выросли примерно на 8,77 млн тонн. При этом были введены в эксплуатацию емкости для единовременного хранения на 422 тыс. тонн.

Это очень солидные цифры – на уровне целого порта, и немалого. При этом все эти мощности появились с тем же числом причалов, что и были раньше, а значит затраты на них были достаточно скромные.

Мощности по перевалке зерна

Список вышеперечисленных объектов свидетельствует о том, что наращивание мощностей зерновых терминалов идет куда более быстрыми темпами, чем рост зернового экспорта. На ноябрь 2016 года, по подсчетам ИАЦ BlackSeaTrans, имеющиеся мекости для единовременного хранения хлебных грузов в украинских морских портах были рассчитаны на 3,3 млн тонн, а мощность терминалов по перевалке составляла примерно 66,2 млн тонн в год.

Напомним, что в 2015 году в наших морских портах было переработано 37,5 млн тонн хлебных грузов. То есть, грубо говоря, для нынешних объемов мощностей более чем достаточно. Об этом свидетельствует и острая конкурентная борьба между зерновыми терминалами, которая привела к значительному снижению тарифов на перевалку зерна на наших терминалах. Эта стоимость сегодня, по рассказам наших терминальщиков, в два с лишним раза ниже, чем тарифы, например, в порту Новороссийск.

В 2014 году, по нашим подсчетам, в морских портах переваливали хлебные грузы 37 компаний-операторов (учитывались операторы, переработавшие за год не менее 4 тыс. тонн). В 2015—2016 МГ таких компаний в морских портах насчитывалось уже 47.

Рост числа операторов связан не столько со строительством новых терминалов, сколько с облегчением доступа для них к причальной инфраструктуре, которого не было ранее.

Среди новых операторов такие крупные компании, как «ТрансБалкТерминал», которая уже давно накапливала судовые партии в своих складах в Ильичевском порту, но непосредственную перевалку зерна в трюмы балкеров ранее осуществляли работники порта. Теперь это делает сама компания.

Среди стивидоров-новичков и такие компании, как «Аскет Шиппинг» в Бердянском порту, которая занимается также автоперевозками, экспедированием, агентированием.

Строительство продолжается

А теперь перейдем к реализуемым или задуманным проектам зерновых терминалов. Мы освежили составленную год назад таблицу строящихся и проектируемых (планируемых) новых зерновых терминалов (мощностей). Учитывались планы на перспективу до 2020 года.

Информация получена из разнородных источников, но в большинстве случаев уточнена у операторов, инвесторов, представителей администраций морских портов. Если наши цифры будут расходиться с данными некоторых операторов, инвесторов, мы были бы благодарны им за возможность исправить неточности.

Всего в таблице отмечены 36 проектов по созданию, наращиванию зерновых мощностей. Их можно разделить на две группы. 15 (суммарной мощностью 35,8 млн тонн, инвестиции – около $850 млн) – наиболее реальные, поскольку уже находятся в стадии строительства. Это как совсем новые зерновые терминалы, так и следующие очереди действующих терминалов.

В Одесском порту это зерновой терминал «Бруклин-Киев» с мощностью 4,5 млн тонн по окончании проекта, для которого АМПУ с большой задержкой достраивает новый причал 1-z, и терминал компании «Олимпэкс-Купе», строящий уже четвертую очередь. Приступает к реализации своего проекта зернового терминала (мощностью 3 млн тонн с емкостями для хранения на 107 тыс. тонн) компания «Новотех-терминал».

Еще не вышел из «бумажной» стадии проект строительства зернового терминала мощностью 4 млн тонн компании «Металзюкрейн» в Одесском порту. Компания планирует построить элеватор емкостью 100 тыс. тонн, а АМПУ планирует реконструировать причал №7 длиной 400 метров, с доведением глубин там до 13 метров.

Ситуация с этим проектом интересна тем, что АМПУ договорилась о предоставлении инвестором заемных средств на реконструкцию причала, которые потом будут возвращены за счет портовых сборов.

В порту Черноморск продолжается строительство терминалов компаний «Ильичевский зерновой порт», «Трансгрейн Терминал», «Рисойл Терминал».

В порту «Южный» продолжают развиваться терминалы «ТИС-Зерно», «ТИС-Минудобрения», «Бориваж». Начато новое строительство крупного терминала мощностью 5 млн тонн, (первая очередь), которое ведет компания «М.В. Карго» в порту «Южный». Планируется построить причал №25 длиной 403 метров, с глубинами 16 метров, емкости для единовременного хранения 224 тыс. тонн зерна. Ориентировочная стоимость проекта – $130 млн. И так далее.

В лидерах – порт «Южный»

Нынешним лидером по зерновым терминальным мощностям (17 млн тонн) является самый глубоководный в стране морской порт «Южный» (за 10 месяцев 2016 года, по данным АМПУ, здесь перевалили 6,4 млн тонн зерна). В стадии строительства уже находятся мощности на уровне 12,5 млн тонн. Если все эти проекты будут реализованы, «Южный» будет иметь к 2020 году мощности на уровне 29,5 млн тонн.

На втором месте по зерновым терминальным мощностям сегодня Николаевский морской порт. Кстати, за 10 месяцев 2016 года порт вышел на первое место в стране по перевалке хлебных грузов, перегрузив 7,2 млн тонн.

На третьем месте среди крупнейших зерновых портов страны – Одесский. Имея мощности по перевалке зерновых на уровне 10,6 млн тонн, порт за 10 месяцев 2016 года перевалил 6,78 млн тонн. Если будут реализованы все уже строящиеся проекты, порт может довести свои зерновые мощности к 2020 году до 16,6 млн тонн.

На четвертом месте среди зерновых портов страны – Черноморск. Он переработал за 10 месяцев 2016 года 6,1 млн тонн хлебных грузов, при этом его зерновые мощности составляют ныне 9,1 млн тонн. Как бы слегка засидевшись на старте общеукраинской портовой гонки, Черноморск сегодня строит зерновые мощности на 14 млн тонн. Их реализация могла бы вывести порт по зерновым мощностям к 2020 году (23,1 млн тонн) на второе место среди портов страны.

К ноябрю 2016 года суммарная емкость всех имеющихся стационарных портовых зернохранилищ была на уровне 3,3 млн тонн. В случае реализации проектов уже строящихся терминалов емкость портовых зернохранилищ вырастет в ближайшие три-четыре года почти на 2 млн тонн.

Проекты, проекты…

21 проект (планируемые мощности ‒ 40,8 млн тонн, инвестиции – около 1127 млн долларов) еще не вышел из «бумажной» стадии. Многие проекты находятся на стадии предпроектных разработок, согласований, некоторые имеют ТЭО и проектную документацию. Некоторые включены в перспективные планы развития морских портов, другие существуют пока только в виде более или менее разработанных и озвученных планов компаний-инвесторов. Есть и инвестпредложения, разработанные в портах.

Если бы были в срок реализованы проекты всех уже строящихся зерновых терминалов (мощностей) из нашей таблицы, то к 2020 году зерновые мощности наших портов составили бы около 102 млн тонн. Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить успешное обслуживание тех объемов зернового экспорта, которые звучат в самых смелых прогнозах (около 70 млн тонн).

Таблица «Строящиеся и проектируемые зерновые терминалы (мощности) в морских портах Украины до 2020 года (по данным на ноябрь 2016 года)» доступна только в декабрьском номере журнала «Порты Украины». На сайте материал публикуется в сокращенной версии.

Источник Порты Украины

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code