Знания на кончике носа: Как виртуальная реальность используется в образовании

Перегляди: 245

Если вы хотите научиться готовить идеальный кофе, у вас есть несколько вариантов: найти лучшего эксперта и взять у него дорогой урок, посмотреть обучающее видео или познакомиться с процессом в виртуальной реальности. Если первый вариант слишком сложен для реализации, то среди двух оставшихся именно виртуальная реальность поможет лучше усвоить материал. И не только увидеть процесс, но и симулировать его

327478

Как это работает

Современная школа, несмотря на внедрение технологий в процесс обучения, во многом так и остается местом для зубрежки и теории. Другие места для получения информации (музеи, например) тоже преимущественно статичны. Все многообразие флоры и фауны не заставит выучить даже самый талантливый научный фильм. Все потому, что в данном случае речь идет о пассивном восприятии информации, в то время как виртуальная реальность дает возможность принять участие в процессе и приобрести опыт, позволяет «побывать» в местах, куда сложно или невозможно попасть, рассмотреть во всех деталях объекты, к которым нет свободного доступа.

Для того чтобы узнать, что представляет собой поверхность Марса, можно прочитать теорию или посмотреть видео, а можно взять VR-гарнитуру и «пройтись» по Красной планете, изучив ландшафт, посмотрев на звездное небо. VR-опыт зачастую более яркий, поэтому запоминается лучше, особенно когда речь идет о детях.

В школе обучение на уроке анатомии при помощи виртуальной реальности может выглядеть следующим образом: школьники слушают материал в исполнении учителя, затем надевают шлем и в нем рассматривают изображение кровеносной системы, глазного яблока, легкого, сердца и т. д. Они видят все то, о чем им только что рассказали, практически в реальной жизни. После просмотра учитель может задать вопросы об увиденном или обратить внимание школьников на важные вещи в процессе VR-опыта. То есть VR в данном случае – это вспомогательный инструмент.

«Единственный нюанс, который я заметила по собственному опыту, – впечатления в виртуальной реальности настолько яркие, что становится сложно и следить за картинкой, и слушать, о чем говорит спикер», — делится впечатлениями Ульяна Автономова, прожект-менеджер в украинской лаборатории виртуальной и дополненной реальности SensoramaLab.

Украина в тренде

По запросу городских властей Львова SensoramaLab проводила тестовое занятие в одной из львовских школ. Власти подумывают оборудовать учебные заведения шлемами виртуальной реальности, чтобы повысить качество обучения. «За день VR попробовали 250 учеников и учителя. И те, и другие позитивно оценили первый опыт», — говорит Ульяна Автономова.

В ближайшее время – в январе 2018 года – очки и софт для обучения в виртуальной реальности появятся и в пяти киевских библиотеках (им. Костомарова, им. Тычины, «Светильник», им. Вали Котика и им. Чуковского). Правда, если школы интересуются шлемами Gear VR, которые работают в паре со смартфоном и на данный момент являются самыми популярными VR-устройствами в мире (это означает, что под них создается больше контента), то у библиотек запрос попроще: устройство all-in-one, шлем PicoVR, который обойдется дешевле. Но у него есть другая проблема — контент. Многие популярные сервисы, содержащие видео, уже поддерживают 360-градусный контент, но на PicoVR его просто так не загрузить – только путем скачивания, а это уже пиратство. Поэтому SensoramaLab работает над собственным плеером для шлема, который сможет воспроизводить видео со сторонних ресурсов, сохраняя тем самым авторские права первоисточника.

Контент

Когда речь заходит об образовании, вопрос контента выходит на первый план. Во-первых, есть программа, составленная профильным министерством, во-вторых, цена создания контента под виртуальную реальность. Сейчас в мире уже есть определенный пласт приложений, которые могут использоваться в школе и внешкольных заведениях вне контекста страны.

То есть для Украины они тоже применимы (хоть в большинстве случаев и требуется знание английского языка). Например, Google Expeditions – это более 600 готовых уроков в открытом доступе, созданных усилиями команды Alphabet. В них и прогулки по музеям, и визуальная база для наук вроде биологии или астрономии.

Приложение MELScience позволяет погрузиться в изучение материалов вплоть до молекулярного уровня. В Labster Virtual Laboratory собрана база ингредиентов, в том числе самых редких, которые есть только в нескольких закрытых лабораториях мира. В виртуальной реальности их можно смешивать и видеть результат. На обычных лабораторных по химии такое увидеть невозможно, так как нет подобных реактивов и есть ограничения по безопасности. На Alchemy VR собраны панорамы разных мест, куда не так-то просто попасть. Это и Большой барьерный риф, и космическая станция, и джунгли Амазонки, и многое другое.

Также подобный контент создается на заказ. Например, в Sensorama Lab по заказу министерства внутренних дел Швейцарии реализовали проект по булингу, кибербулингу и онлайн-безопасности. Это несколько видеоэпизодов, в которых пользователь может оказаться в ситуации, когда он жертва булинга или киберугрозы, чтобы научиться с ними справляться. Стоимость проекта, по условиям NDA, команда не раскрывает.

Корпоративное образование

Виртуальная реальность может использоваться для обучения не только в школьной программе, но и в корпоративной среде. Потребность есть прежде всего там, где высока стоимость обучения персонала или же стоимость ошибки. Например, железные дороги разных стран уже используют VR, чтобы научить специалистов переключать стрелки на полотне, а также чтобы знакомить с работой проводников и машинистов. VR-опыт помогает познакомить соискателей с работой в сложных условиях, например, в шахтах, чтобы те сразу понимали, с чем им предстоит столкнуться, и не тратили ресурсы персонала на обучение зря.

О пользе и вреде

Как и любая технология, виртуальная реальность ставит два вопроса перед системой образования. Во-первых, насколько эффективнее такая форма обучения по сравнению с обычной, во-вторых, не будет ли вреда здоровью детей. На данный момент результатов больших исследований эффективности нет, ведь это длительный процесс, хотя есть данные о том, что эффективность растет в 1,5-2 раза, а заинтересованность – на 70-80%, но научность этих исследований сложно проверить. Что касается вреда для здоровья, то существует вопрос индивидуальной переносимости – остроты зрения (шлем на обычные очки просто не надеть), состояния вестибулярного аппарата (некоторых людей в VR укачивает сильнее, некоторых слабее, плюс имеет значение самочувствие пользователя в каждый конкретный момент), влияния на зрение в долгосрочной перспективе. На данный момент считается, что шлемы и очки виртуальной реальности не вреднее обычного экрана ноутбука или смартфона.

Нина Глущенко

Источник 112

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code